Графический прием «Шесть незаконченных изображений».

  Идея этого приема возникла из аналогичного любительского проектив­ного теста. Его методическая разработка принадлежит А.И. Лунькову. Этот прием позволяет собрать особенно интересную информацию в том случае, если психо­лог имеет представление о символической интерпретации изображений, владеет навыками интерпретации рисуночных методик.

  Основная цель данного приема — организовать беседу с клиентом по шести значимым для любого человека темам. Если пациент предъявляет нетрадиционные рисунки или у него возникают нео­рдинарные ассоциации по их поводу, то данный прием может иметь и пси­ходиагностическое значение.

Этапы работы:

1. Клиенту предъявляется бланк, состоящий из шести незаконченных изображений (см. рис). Дается ин­струкция: «Перед Вами шесть незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам захочется».

 Каждое незавершенное изображение имеет оп­ределенное значение при его завершении. Психолог должен стремиться к тому, чтобы его вопросы по поводу каждого изображения подвели клиента к выражению эмоций, чувств, переживаний, ассоциаций  по поводу этого символа или образа. Каковы же эти ключи?

«Полукруг сверху». Полученный рисунок и, главным образом, ассоци­ации по его поводу организуются вокруг ключа «Какими пациент восприни­мает близких, значимых для него людей. С какими символами, качествами, образами он их связывает». Первый ключ — это «значимые другие для Вас».

«Полукруг снизу». Если первый символ провоцирует «покрывающие», «окружающие», «нависающие» содержания, то второй — «вмещающие», «хранящиеся» содержания. Он интерпретируется так: «Кем (чем) пациент выступает для значимых людей по его мнению. С какими символами, каче­ствами, образами и т.п. он связывает себя в отношениях со значимыми другими». Итак, второй символ— это «Вы для значимых других».

«Круг». Этот символ интерпретируется как «детское», целостное Я человека. Типичными завершениями здесь являются солнце, лицо, мяч и т.п. В общем, это «Ваше внутреннее, целостное, «детские Я» вне каких-либо отношений с другими людьми.

«Ломаная линия». Этот символ обычно провоцирует завершение ри­сунка в виде дома. Также довольно часто встречается горный пейзаж. Ин­терпретация здесь очевидна: «С какими образами, символами, качествами, ассоциациями пациент связывает свое представление о Доме».

«Косая линия». Ее «восходящий» характер обычно провоцирует содер­жания «подъема», «восхождения», движения вверх или вниз. (Часто рисуют стрелку, дорогу, ветку дерева). Интерпретация здесь такова: «С какими символами, качествами, образами и т.п. пациент связывает свое представление о Карьере».

«Точка». Наиболее часто встречающиеся здесь завершения — глаз, звездное небо, цветок или цветы. Интерпретация: «С какими качествами, символами, образами клиент связывает свое представление о Любви».

2. После того как клиент завершил все рисунки, наступает этап его опроса по содержанию изображений. В ходе опроса психолог должен по­стоянно иметь в виду ключ, относящийся к данному рисунку.

  Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл зада­вать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое?». «На что это похоже?». «Что это Вам напоминает?». «Символом чего для Вас является этот. образ?», «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»

  Если завершенное изображение остается абстрактным, то вопросы дол­жны быть направлены на его «одушевление», приписывание ему человече­ских качеств. Например, если на первом рисунке изображена корона, то уместен вопрос: «Символом чего для Вас является корона?» Обычный ответ: «Символом власти». Тогда психолог уже может сформулировать утвержде­ние-гипотезу  «значимые другие для него - власть над ним».

  Если изображен пейзаж, то обязательно следует спросить о том, где находится на рисунке сам клиент, куда он мог бы себя поместить (или же он находится вне плоскости рисунка).

  Сформулированное утверждение не стоит сразу сообщать клиенту, чтобы не актуализировать у него психологические защиты при дальнейшем ассоциировании. Следует переходить к опросу и поиску ассоциаций по сле­дующему рисунку.

  Сообщать ключ сразу не стоит и еще по одной причине. Дело в том, что уже сформулированные утверждения-гипотезы могут несколько корректироваться в ходе получения ассоциативного материала по после­дующим рисункам. В итоге у психолога может даже сложиться логиче­ски-целостный сюжет, связывающий отдельные сферы жизни.

 Обязательно следует спрашивать клиента о его эмоциональном отно­шении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество?» и т.п. В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение-гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности клиента еще достаточно неопределённа не только для психолога, но и для самого человека. И здесь клиент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу.

3. После этого наступает этап сообщения интерпретаций клиенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рису­нок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения.

  Часто несогласие клиента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае клиент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе.

  Психолог должен иметь в виду, что клиента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания клиента.

Графический прием Шесть незаконченных изображений



Просмотров: 823
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • С какими трудностями может столкнуться психолог в работе с кризисными и экстремальными ситуациями?
  • Какими качествами необходимо обладать, чтобы организовать собственное дело?
  • Может ли психолог иметь свое мнение.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Может ли психолог вылечить болезнь, если это психосоматика?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Ответы - здесь вы найдете проф. ответы на многие вопросы. Может и свои.
  • Может ли психолог консультировать сразу после окончания института?
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Графический прием "Восемь незаконченных изображений».
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?
  • Что может и чего не может психолог?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Может ли психолог (психотерапевт) давать советы своему клиенту?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Если ваш психолог делает это, уходите от него!
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Здесь и сейчас: что мы получим, если будем жить чувствами?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Что делать, если психолог/психотерапевт опасен? Где найти на него управу?
  • Какие гарантии может дать хороший психолог?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь