|
Личностное здоровье и личностная патологияАвтор статьи: Милова Юлия Владимировна
В настоящее время в психологии продолжает существовать проблема терминологической неточности, отсутствия существенных иерархических связей между рядом психологических понятий, таких как потребности, мотивы, эмоции и др. Данную проблему, по нашему мнению, можно решить, если рассматривать вышеназванные понятия как связанные причинно-следственными отношениями компоненты проблемной ситуации, итогом разрешения которой становится личностное здоровье или личностное нездоровье.
Личностное здоровье подразумевает личностную зрелость, а именно альтруистическую самоактуализацию, просоциально направленное развитие и реализацию человеком своих интеллектуальных и эмоциональных способностей, созидательный труд и любовь, приносящие пользу всему человечеству. Личностное здоровье проявляется в отношении к другим людям и обществу в целом как самоценности, способности к самоотдаче и любви, способствовании их совершенствованию и развитию. Развитие и совершенствование означает процесс достижения самоактуализации, самостоятельности, умения делать свободный осознанный выбор и готовности отвечать за его последствия, умения рисковать, в том числе идти на риск отличаться от других людей, менять свою жизнь, становиться независимым от одобрения и неодобрения других людей и действовать в соответствии со своими способностями, интересами и целями, постоянно учиться, в том числе и у других людей. Показателем личностного здоровья не является высокая степень приспособленности человека к обществу. Личностная патология как противоположность личностного здоровья проявляется в личностной незрелости, а именно в адаптации человека к современному нездоровому обществу ценой отказа от собственной личности, т.е. от развития, свободы, творчества, любви, независимости, и в ее разрушении в силу противодействия современных общественных требований истинным потребностям человека, неудовлетворение которых приводит к личностной патологии. Критерий личностной патологии – эгоцентрическая направленность личности, отношение к другому человеку как средству достижения собственных целей, как к вещи, неспособность к самоотдаче, любви и общеполезной деятельности. Проявления личностной патологии – стремление властвовать над другими людьми или подчиняться им, разрушать окружающее и овладевать все большим количеством объектов [2; 8; 15]. К личностной патологии относятся неврозы, психопатии, психические и психосоматические заболевания, склонность к травматизму и инфекционным заболеваниям, депрессии, аддикции, защитные механизмы, эгоцентрическая направленность личности, реализующая себя в диктаторстве и манипулировании, неспособность любить, избегание продуктивной общеполезной деятельности (лень, праздность, скука, безделье, апатия), цинизм и утрата смысла жизни, криминальное поведение, мотивированное присвоением [1; 2; 8; 11; 15; 18]. Эгоцентрическая направленность личности проявляется в доминировании мотивов присвоения, потребительского смысла деятельностей и жизни в целом, патологических мотивов обладания вещами и людьми. Эгоцентрическая личность реализует себя в авторитарности, разрушительности, конформизме как механизмах преодоления бессилия и одиночества. В них проявляется отказ от собственной личности, от принятия решения и ответственности за свою жизнь, от свободы, независимости, самостоятельности, творчества, равенства, развития; причинение ущерба себе или другим. Авторитарность заключается в активной или пассивной зависимости от внешних сил, подчинении сильным и подавлении слабых, во властвовании и обладании объектами; разрушительность – в уничтожении окружающего мира и/или себя; конформизм – в принятии навязанных извне чужих мыслей, чувств и желаний в качестве собственных [18]. Личностное здоровье или личностная патология достигаются в ходе решения проблемных ситуаций. Сущностью проблемных ситуаций являются противоречия между мотивами отдачи и мотивами присвоения, между конструктивными и деструктивными целями, между альтруистическими и эгоцентрическими способами достижения цели, препятствующие удовлетворению значимых для индивида потребностей. Суть проблемности заключается в незавершенности, невозможности реализации потребности из-за неэффективности прежних способов действия и неизвестности субъекту новых целей и способов их достижения, которые могут удовлетворить потребность, и которые предстоит найти с помощью мышления. Критерием проблемной ситуации является неудовлетворенность потребностей, угрожающая выживанию (неудовлетворение мотивов присвоения) и развитию (неудовлетворение мотивов отдачи) субъекта. Решением проблемной ситуации становится поступок, который завершает трудный выбор и реализует его. Завершение выбора и принятие важного решения осуществляется посредством логического мышления как осознания противоречия и поисков новых способов действия. Активное переструктурирование проблемной ситуации, включающее поиск, приводит к обнаружению ранее неизвестных субъекту новых для него целей, мотивов, действий и деятельностей, позволяющих преодолеть препятствия и удовлетворить потребность. Неразвитость логического мышления, заключающаяся в нечувствительности к противоречиям, не позволяет решить проблемную ситуацию. Совершение поступка включает решение проблемы с помощью мышления (формулирование задачи, поиск способов достижения цели, выбор и принятие решения), принятия ответственности (оценка последствий принятого решения для себя и других), волевых усилий (контроль над исполнением решения и оценка результатов, исполнение принятого решения до достижения цели). Через разрешение противоречий и принятие на себя ответственности за их разрешение в пользу отдачи человек самоосуществляется во благо себе и другим людям, все более полно реализуя свои способности и адекватное познание реальности. Личностная патология становится следствием не только выбора в пользу мотивов присвоения в ущерб мотивам отдачи, но также и неспособности или отказа делать выбор и исполнять его. Человек, избегающий разрешать противоречия, деградирует, заболевает. Личностно здоровый субъект в отличие от личностно нездорового отдает предпочтение прямому разрешению проблемы, а не защитным механизмам и аддикциям [2; 7; 9; 14; 17]. Взаимосвязанными и последовательно развертывающимися компонентами проблемной ситуации являются потребность, конфликт, фрустрация, дистресс или кризис. Потребность – психическое отражение нужды индивида в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. Для того чтобы инициировать и направить деятельность на удовлетворение потребности, человек должен преобразовать потребность в мотив, т.е. в результате поисков найти материальный или идеальный предмет, могущий ее удовлетворить, который выступит в качестве цели деятельности. Таким образом, мотив включает потребность, ее предмет (цель деятельности), и способы достижения цели (действия, направленные на удовлетворение потребности). Субъективно потребности существуют в форме эмоций, отражающих отношение субъекта к значимым объектам окружающего мира. Эмоции сигнализируют субъекту о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность, отражают удовлетворенность или неудовлетворенность потребности, а также возможность/невозможность ее удовлетворения в будущем [6; 7; 10]. Мотивы могут быть истинными (базовыми) или патологическими (невротическими). Неудовлетворение истинных потребностей приводит к личностной патологии [8; 15]. Истинные потребности, служащие развитию индивида, направляющие конструктивную деятельность, включают: 1. Физиологические потребности: пищи, воды, кислорода, физической активности, сна, сенсорной стимуляции, секса, выделения, тепла. 2. Потребности безопасности и защиты: организованности, стабильности, закона и порядка, предсказуемости событий, свободы от болезней, боли, опасностей, смерти, хаоса. 3. Потребности принадлежности и любви: присоединения к другим людям и принятия ими, заботы, близости, взаимопомощи и сотрудничества, сочувствия, эротических отношений, привязанности. 4. Потребности самоуважения: компетентности, уверенности, чувства собственного достоинства, достижения успеха, преодоления трудностей и препятствий, борьбы с неудачами, собственной значимости, полезности и нужности, независимости и свободы (самостоятельного принятия решений и достижения целей), ответственности. 5. Потребности уважения: престижа, признания, репутации, статуса, оценки своей деятельности другими людьми. 6. Потребности познания: получения знаний, осмысления и понимания, исследования, учения, интеллектуального напряжения и размышления, анализа и обобщения, открытия нового, ранее неизвестного, постижения мира, истины. 7. Эстетические потребности: красоты, гармонии, симметрии, совершенства, целостности. 8. Потребности справедливости: правды, честности, равенства, гуманизма. 9. Потребности самоактуализации: развития и совершенствования, реализации своего потенциала, талантов и способностей, созидательного труда на благо себя и других людей, творчества, служения обществу и человечеству в целом, самораскрытия (открытого выражения своих потребностей и эмоциональных переживаний) [8; 10; 15; 16; 18]. Истинные мотивы делятся на мотивы присвоения и мотивы отдачи. Мотивы присвоения направляют активность субъекта на приобретение и использование окружающего как средства достижения личных выгод, т.е. деятельность для себя. Мотивы отдачи направляют активность на преобразование мира для блага общества, на служение делу и другим людям и любовь к ним, т.е. деятельность для других. Мотивы присвоения насыщаемы, а мотивы отдачи – не насыщаемы [2; 6; 14]. Низшие мотивы (физиологические и безопасности) относятся к мотивам присвоения. Высшие мотивы (любви, уважения, самоуважения, самоактуализации, познавательные, эстетические и др.) в идеале являются мотивами отдачи, хотя в патологическом варианте могут стать и мотивами присвоения. Патологические мотивы – внешние, несущественные, не присущие природе человека; они препятствуют развитию личности, делают человека пассивным или направляют деструктивную деятельность. Потребности, из которых они образовались – истинные, исходящие из действительных нужд организма и личности, но предмет для их удовлетворения выбран неконструктивный. За каждым патологическим мотивом при внимательном рассмотрении можно обнаружить истинную потребность, например, за мотивом власти часто скрываются неудовлетворенные потребности в безопасности, любви, уважении или самоактуализации [1; 8; 15]. Конструктивные эмоции, мотивы и деятельность способствуют удовлетворению истинных потребностей индивида без нарушения прав, интересов и свобод других людей, а также содействуют прогрессивному развитию других людей. Деструктивные эмоции, мотивы и деятельность разрушают собственные организм и личность индивида или организм и личность других людей и препятствуют собственному развитию человека и развитию других людей. Патологические мотивы включают: 1. Мотивы обладания вещами и людьми: а) мотивы зависимости («мазохизма») – стремление быть обладаемым другими людьми в качестве вещи: принижать себя, выставлять в худшем виде, искать наказания и радоваться ему, признавать свою второсортность; восхищаться вышестоящими, поддерживать их и подражать им, воздавать им почести, подчиняться обычаю; получать опеку, защиту от неприятностей, руководство, утешение, помощь; б) мотивы власти («садизма») – стремление самому обладать другими людьми как вещами: прибегать к насилию, нападать, оскорблять, убивать, мстить за обиды; контролировать других людей, превосходить их и господствовать над ними, ограничивать и запрещать, достигать своей значимости за счет других; пренебрегать другими, избавляться от них, игнорировать, обманывать; в) мотивы тщеславия – стремление обладать интересами и временем других людей: производить впечатление, привлекать к себе внимание, шокировать окружающих; г) мотивы потребления – постоянно изменять, обновлять ощущения и эмоциональные переживания, получаемые от вещей и людей, потреблять их излишне и неконструктивно, например, алкоголь, наркотики, пищу, секс и симбиотические отношения как заместители любви и др. 2. Мотивы минимизации усилий – стремление брать и получать, не отдавая и не прикладывая собственных усилий: избегать трудностей и препятствий, воздерживаться от действий с целью предотвращения неудачи, устраняться от обязательств и ответственности за свои решения и поступки, отказываться от активности, труда, самоотдачи. Рентные установки как стремление к получению материальных, социальных, психологических выгод, не требующему собственной деятельности; свобода от обязанностей, забот, необходимости принимать решения и выполнять их [1; 8; 15; 16]. Патологические мотивы обладания отличаются от истинных мотивов присвоения тем, что первые удовлетворяются в ущерб другим людям, наносят им прямой или косвенный вред, а вторые – без ущерба для других. Патологические мотивы имеют отношение только к присвоению, но не к отдаче. Личностное здоровье является следствием преобладания мотивов отдачи над мотивами присвоения и удовлетворения мотивов отдачи, даже если не удовлетворены мотивы присвоения. Личностная патология возникает в результате доминирования мотивов присвоения над мотивами отдачи и неудовлетворения мотивов отдачи при удовлетворении или неудовлетворении мотивов присвоения. При личностной патологии истинные мотивы преобразуются в патологические и последние превалируют над первыми. Патологические мотивы обладания являются заместителями неудовлетворенных мотивов отдачи и присвоения. Личностно здоровый человек конструктивно борется с угрозами и действительно решает проблемы, т.е. мотив, цель и результат его деятельности совпадают. Человек с личностной патологией в действительности своих проблем не решает и истинных потребностей не удовлетворяет, хотя и совершает неконструктивную активность в попытках их удовлетворения. На самом деле его деятельность направлена на реализацию патологических мотивов [2; 8; 15]. Можно предположить, что деятельность личностно здоровых людей в основном или всегда внутренне мотивирована, а лица с личностной патологией чаще руководствуются внешними мотивами. Внутренние мотивы – мотивы, в которых потребность совпадает с целью деятельности, т.е. цель специфична для данной потребности; внешние мотивы – мотивы, в которых потребность не совпадает с целью деятельности, т.е. цель неспецифична для данной потребности. Внутренние мотивы могут быть удовлетворены только однородной с ними деятельностью. Внешние мотивы удовлетворяются любой деятельностью, в том числе и неспецифичной для них. А. Маслоу утверждает, что работа и дело для личностно здоровых людей всегда игра, удовольствие, им не требуется себя принуждать и действовать по долгу, т.е. их побуждают внутренние мотивы. Патологические мотивы являются частным случаем внешних мотивов. Внешние мотивы могут приобретать форму патологических, если потребность фиксируется на предмете, деятельность по отношению к которому будет наносить вред другим людям и/или самому субъекту [6; 7; 16]. Доминирующие мотивы отдачи и внутренние мотивы порождают смысл созидания, а доминирующие мотивы присвоения и внешние мотивы – смысл потребления. Смысл созидания – это смысл для других, осуществляемый в творческом трудовом вкладе в жизнь общества, в служении общему делу, в любви, дружбе, кооперации. Смысл потребления – это всегда смысл для себя. У людей с личностной патологией смысл потребления преобладает над смыслом созидания [1; 7; 14]. Конфликт – противоречие между разнонаправленными или взаимоисключающими потребностями субъекта или субъектов, осознание этого противоречия и осуществление выбора в пользу одного из них как разрешение конфликта [3]. Фрустрация – эмоциональное состояние неудовлетворенности и напряжения, возникающее при встрече индивида с объективно или субъективно непреодолимыми препятствиями на пути к удовлетворению потребности и достижению цели [5; 12]. Фрустрация может включать любые отрицательные эмоции и чувства. Стресс – приспособительная реакция организма на угрозу неудовлетворения жизненно важных потребностей. Дистресс – последняя фаза в развитии стресса, характеризующаяся перенапряжением и истощением защитных систем организма, ведущим к нарушению его функционирования[4; 9; 11]. Кризис – реакция личности на неудовлетворение потребности в самоактуализации, нереализованность своего жизненного предназначения, неосуществленность смысла своей жизни, неудовлетворенность жизнью и личностный регресс [9; 11]. Различие между дистрессом и кризисом заключается в том, что дистресс является ответом на угрозу организму, здоровью, материальному благополучию, а кризис возникает в ответ на опасность для самоактуализации [9]. Между потребностями, конфликтом, фрустрацией и дистрессом или кризисом можно установить следующую связь: повторяющиеся неразрешенные конфликты, имеющие результатом неудовлетворенные истинные потребности, порождают фрустрацию как хроническое переживание отрицательных эмоций, что, в свою очередь, вызывает дистресс и кризис как нарушение физического и психического здоровья [11; 12; 13]. В случае удовлетворения потребностей и решения проблемной ситуации развивается личностное здоровье [8; 15]. Отношения между компонентами проблемной ситуации представлены на рис. 1. 1 этап. Возникновение истинных потребностей, которые трансформируются в истинные мотивы присвоения и отдачи. 2 этап. Конфликт, противоречие между мотивами отдачи и мотивами присвоения и выбор между ними, принятие решения. К этому этапу также относится отказ от решения проблемы, включающий отказ от разрешения противоречия через осуществление выбора и его последующую реализацию. 3 этап. Образование иерархии мотивов: 3.1. если выбор завершается в пользу мотивов отдачи, мотивы отдачи доминируют над мотивами присвоения. 3.2. если выбор завершается в пользу мотивов присвоения, мотивы присвоения доминируют над мотивами отдачи. 4 этап. Фрустрация или удовлетворение потребностей: 4.1.если принятое решение исполняется, это влечет удовлетворение потребности. 4.2. если при столкновении с препятствием принятое решение не исполняется, это вызывает фрустрацию (неудовлетворение) потребности. Фрустрация как отрицательное эмоциональное переживание может возникать не только в ответ на неудовлетворение потребностей, но также и при обнаружении противоречия и при необходимости сделать выбор, т.е. на 2 и 3 этапах проблемной ситуации. 5 этап. Образование смысла: 5.1. образование внутренних мотивов и смысла созидания. 5.2. образование внешних мотивов, в том числе патологических мотивов, и смысла потребления. Патологические мотивы формируются как неэффективная и неконструктивная попытка реализовать неудовлетворенные истинные потребности присвоения и отдачи, приводящая лишь к личностной патологии. 6 этап. Кульминация проблемной ситуации – развитие личностного здоровья или патологии: 6.1. развитие личностного здоровья на основе удовлетворения мотивов отдачи. Личностное здоровье заключается в развитии зрелой личности: отношения к другому человеку как цели и личности; доверия, близости и любви к людям: трудолюбия и просоциального творчества; сосредоточенности на деле; сопричастности человечеству; независимости и стремления к свободе для осуществления общеполезной деятельности; ответственности перед собой и другими; осмысленности жизни и удовлетворенности ею. 6.2. развитие личностной патологии в форме дистресса или кризиса. Если не удовлетворены и мотивы отдачи, и мотивы присвоения, развивается дистресс, если не удовлетворены мотивы отдачи, а мотивы присвоения удовлетворены, развивается кризис. Дистресс развивается также как результат отказа от решения проблемы. И то и другое приводит к личностной патологии. Личностная патология заключается в незрелости личности: отношении к другому человеку как средству и вещи; одиночестве и отчуждении; неспособности любить; сосредоточенности на самом себе; чувстве неполноценности; зависимости; отсутствии ответственности перед собой и другими; неспособности к созиданию и потреблении; бессмысленности жизни и отчаянии. 6.2.1. дистресс проявляется на уровне тела, организма, т.к. не удовлетворены потребности, связанные с выживанием. Дистресс означает нарушение отношения к себе как телу, организму. Как истощение защитных сил организма он реализуется в психосоматических заболеваниях, которые могут развиваться и у животных. Дистресс больше проявляется в вегетативных/физиологических нарушениях. Дистресс не возникает даже при физических лишениях и страданиях, если человек осуществляет выбор в пользу мотивов отдачи, отдает предпочтение общественным ценностям в противовес эгоцентрическим интересам. 6.2.2. кризис проявляется на уровне личности. При кризисе соматических изменений первоначально нет, организм и его защитные силы функционируют эффективно. Кризис означает нарушение отношения к другим людям и себе как к другому человеку (представителю общества), проявляется в одиночестве и отчуждении, которые становятся более важными, чем при дистрессе, т.к. низшие потребности удовлетворены и возникает стремление к чему-то большему. Кризис в отличие от дистресса может развиться только у человека. При дистрессе одиночество и отчуждение не значимы, т.е. потребности отдачи отодвинуты на второй план, значима лишь неудовлетворенность низших потребностей. Кризис реализуется в защитных механизмах, утрате смысла жизни, апатии, противоправном поведении, авторитарности, деструктивности, конформизме, скуке и цинизме, а также в неврозах, психопатиях, психических заболеваниях, аддикциях, которые постепенно, так же, как и психосоматические заболевания, могут приводить к разрушению организма. Личностная патология при кризисе так же, как и при дистрессе может проявляться в психосоматике, но только как вторичном образовании, реакции на отчуждение. 7 этап. Возврат к прежнему выбору – 2 этапу. Если новый выбор делается в пользу отдачи, развивается личностное здоровье. Если следующий выбор снова делается в пользу присвоения, личностная патология усиливается вплоть до полного разрушения организма и личности [2; 8; 13; 15].
Таким образом, личностное здоровье является следствием выбора мотивов отдачи как стремления служить общественно ценному делу. Пути достижения личностного здоровья: а) осознавать свои мотивы, которые побуждают и направляют деятельность, отделять истинные потребности от патологических, делать выбор в пользу мотивов отдачи; б) осознавать и разрешать конфликты, прилагать усилия для преодоления препятствий, принимать на себя ответственность, совершать поступки, реализовывать принятые решения; в) решать возникающие проблемные ситуации; г) выявлять и использовать свои способности для достижения общественно полезных целей; д) находить и осуществлять в своей деятельности и жизни созидательный смысл; е) любить и заботиться о других людях, служить им своим трудом, относиться к ним как к цели, а не средству; ж) учиться самому, развивать логическое мышление, ответственность, независимость, и способствовать развитию других. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|