|
Современный сайт знакомств: мотивы владельцев, динамика развития аудитории, последствия пребывания.Автор статьи: Волков Петр Юрьевич
На протяжении довольно внушительного периода, а именно 13 лет, жажда исследования человеческого поведения тянула меня в различные места скопления людей. В частности мне довелось эпизодически пребывать на виртуальных площадках, призванных знакомить людей с различными целями. За этот период я имел возможность наблюдать динамику развития как самих площадок, так и контингента пользователей, лично получил многократный опыт знакомств с различными категориями населения, успел не раз побывать как в роли эксперта-наблюдателя, так и в роли непосредственного субъекта сформировавшихся отношений. В связи с немалым опытом я решил вкратце описать ряд тенденций и гипотез, связанных с нахождением человека в условиях виртуального знакомства. Мотивы владельцев. Начну с того, что цели создателей подобного рода ресурсов практически всегда сводились к одному: финансовая выгода. Изначально схема получения прибыли заключалась в размещении рекламы и платных услуг, таких как подарки, "режимы невидимки", "топ пользователей" и т.д. Она имела массу преимуществ, позволяя зарабатывать денежные средства за счет людей, склонных к демонстративному поведению, частой смене половых партнеров, а также ряда категорий, не имеющих возможности или желания выходить за пределы виртуального пространства. С ростом амбиций владельцы ресурсов стали искать дополнительные пути увеличения дохода. Появилась новая задача, в корне противоположная предыдущей. Если ранее планировалось знакомить людей, организуя тем самым их микросоциальную адаптацию, то в настоящий момент основная цель — удержать пользователя. В связи с этим был разработан, во многом даже спонтанно, ряд стратегий удержания. Так, для личностей демонстративного склада характера был введен «стрим» — видеотрансляции в режиме «онлайн». Адаптировать истероидного психопата с позиции бизнесмена невыгодно: гораздо разумнее расширять клиентскую базу и получать доход за счет его дальнейшей дезадаптации и деструктивных поведенческих паттернов, таких, например, как видеострим провокационного характера. Задолго до стримов была разработана так называемая система свайпов. На смену предыдущей схеме сайта, где по ряду параметров можно было найти подходящего человека, посмотреть не только его фотографии, но и содержимое страницы, была введена упрощенная система, позволяющая получать многочисленные симпатии за счет простого перелистывания фотографий пользователей. Смысловой вес анкеты перекинулся с текстовой информации на графическую, а человек, находящийся в процессе простого перелистывания анкет, стал потенциально зависим от набора «взаимных симпатий». Выгода здесь очевидна и базируется на распространенной когнитивной ошибке — «черно-белом мышлении»: вся совокупность анкет условно разделяется пользователем на симпатичные ему и несимпатичные. Поначалу симпатий мало, и это нормально, ведь человек выбирает ту внешность, которая ему действительно нравится. Но по мере того, как редко приобретаются взаимные симпатии, планка требований начинает снижаться, и в конечном счете в категорию тех, кто нравится, попадает очень много откровенно лишних людей. Пользователь начинает постепенно забывать, зачем он пришел сюда. Знакомства превращаются в игру; взаимные симпатии, подарки, многократные свидания становятся «быстрыми» удовольствиями, тесно переплетаясь с внутренней дофаминовой системой вознаграждения. А доходность ресурса тем временем росла и растет по сей день. Динамика развития аудитории. На первых порах контингент сайтов знакомств во многом формировался из людей, которым по тем или иным причинами было сложно знакомиться в реальной жизни. К ним относились различные инвалиды, люди, страдающие психическими заболеваниями, лица, склонные к промискуитету или различным другим сексуальным перверсиям, требующим тщательный, порой весьма длительный поиск подходящего партнера, формально здоровые, но имеющие разного рода психологические проблемы, затрудняющие поиск партнера в реальной жизни. Постепенно, с продвижением рекламы аудитория стала расширяться за счет остальных категорий населения. Последствия длительного пребывания человека на сайте знакомств. Что же происходит с людьми, изначально пришедшими в это пространство со вполне искренними намерениями? Здесь играют роль несколько факторов. Во-первых, это огромный выбор людей, с одной стороны, позволяющий выбирать, а с другой, затягивающий сам поиск в попытке найти идеального партнера. Во-вторых, множественный негативный опыт взаимодействия с пользователями, на основании которого выстраиваются искаженные картины общества и мира вокруг. В-третьих, это упоминаемый выше механизм дофаминового вознаграждения, вводящий в зависимость от виртуального пространства путем достижения быстрых удовольствий. Выводы — современные сайты знакомств существуют не для того, чтобы люди создавали пары (или иные комбинации), а для того, чтобы иметь за счет этих людей прибыль; Если вы хотите просто развлечься, потешить свое самолюбие или бесплатно отужинать, вероятно, вам подойдет что-нибудь вроде баду, тиндера и т.д. Однако, не стоит забывать, что как только вы начинаете пользоваться одними людьми, вы меняетесь в отношение всех остальных. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|