|
Родитель и Учитель в одном лицеАвтор статьи: Слинькова Марина Ивановна
Родителю, который принимает решение взять на себя роль учителя, необходимо обладать хотя бы таким минимальным рядом качеств:
В идеале иметь такие качества необходимо всем родителям, но они абсолютно необходимы родителям принимающим решение о переходе на домашнее обучение и принятие на себя роли «Учителя». Очень не простым моментом является сочетание роли «Родителя» и «Учителя» в одном лице, сложно как самому родителю, так и его ребенку. Что необходимо получить ребенку от «Родителя»? В первую очередь это безусловное принятие его со всеми достоинствами и недостатками. Больше ни кто и ни когда этого не сможет дать ему. «Учитель» не должен любить ребенка, он обязан учитывать его особенности и относиться к нему корректно и давать знания. Чувствуете разницу: любить и учитывать? И это у многих детей первый опыт выстраивания отношений с взрослым человеком, который стремиться не столько любить, сколько учить. Немного проще перейти к такому совмещению ролей, если вы еще до школы планомерно занимались развитием своего малыша. Если же это произошло в один момент, то надо быть готовым к тому, что ребенок будет воспринимать ваши новые требования как отчуждение от него. Понадобиться немало времени, что бы перестроить ваши отношения и усвоить их новый формат. Переход на домашнее обучение с родителем в роли «Учителя» влечет за собой значительное увеличение времени, которое они будут проводить вместе, но совершенно в другом формате. Кроме того, родителю-учителю необходимо время для подготовки к занятиям, а так же на общение с ребенком вне учебного процесса. В итоге, получается, что львиная доля времени родителя будет посвящена делам не связанным с его личным развитием. Это может способствовать накоплению внутреннего напряжения и будет сказываться на взаимоотношениях с ребенком. Такое напряжение от неудовлетворенности своих потребностей может быть следствием не только совмещения двух таких важных ролей, но оно определенно становиться его дополнительным источником. И даже, если вы мастерски прячете свои негативные эмоции, дети чувствуют ваше эмоциональное состояние и начинают искать причины в себе. «Я делаю что-то не так, мама мной не довольна, я ее подвел, я плохой!» Поэтому очень важно родителю не отмахиваться от этого, а находить пути решения этой проблемы, например, подключать помощников. Рассмотрим с другой стороны, если с началом занятий родитель много времени проводит в роли «Учителя», а во второй половине дня подключает помощников, то ребенок теряет драгоценное для него время свободного и беззаботного общения с любящей мамой или папой. Необходимо учитывать такие особенности при составлении расписания дня. Кроме того, все мы помним из своего детства, как при школьных неудачах бежали искать утешения к папе или маме. В случае же когда, например, мама еще играет роль «Учителя», то бежит ребенок к папе, если папа эмоционально теплый и может утешить, то замечательно. Важным условием для гармоничного разрешения такой ситуации является здоровая супружеская и родительская подсистема. Если в этих системах есть проблемы, то велика вероятность создания коалиций одного родителя с ребенком против другого. Для ребенка это способ привлечения дополнительного внимания к себе и отвлечение внимания от проблем в обучении. Случай из практики: Олег 9 лет, мать Галина 35 лет, в разводе 4 года. Пришли на прием с проблемой сына в отношениях с одноклассниками и всплесками настроения. Олег умница, рассудителен, почти по всем предметам отличник, в кружке моделирования является одним из лучших. На приеме я отметила, что мальчик удивительно мало эмоционален ( не улыбнется, не рассердиться), даже когда рассказывает как ребята травят его на переменах. Он почти гордиться собой, когда рассказывает, что на переменах с ребятами не бегает, а все разногласия с одноклассниками стремиться разрешить в беседе, приводя разумные доводы. Мама при этом не скрывает своего удовольствия, подтверждает его разумный подход. Рассказывает, как на родительских собраниях пытается призвать родителей образумить своих детей, правда безуспешно. В ходе сессии Галина, с некоторым сомнением, озвучивает намерение перевести мальчика на домашнее обучение и самой преподавать предметы начальной школы. В этом случае четко прослеживается слияние матери и ребенка. Мальчик всеми силами пытается заменить своего отца, стать взрослым и наполнять жизнь матери сильными эмоциями. После продолжительной беседы Галина соглашается, что надомное обучение вряд ли будет способствовать развитию коммуникативных способностей сына. А столь близкие взаимодействия с мамой будут только способствовать развитию созависимости сына и матери. В этом случае мама оказалась достаточно мудра, что бы увидеть ситуацию со стороны. Причинами для перехода на домашнее обучение и совмещение роли «Родителя» и «Учителя» может быть желание дать наилучшее образование; оградить от негативного отношения одноклассников; выявить и развить индивидуальные способности; поддержать здоровье ребенка. Но есть и другой вариант, когда родитель, окружая тотальной заботой и любовью, на самом деле распространяет свое влияние и контроль на другие сферы – обучение, досуг, круг общения ребенка. Как следствие в таких случаях возникают трудности у ребенка с распознаванием собственных потребностей, самостоятельным принятием решений, трудности в общении со сверстниками. Прежде чем принять такое не простое решение о надомном обучении и совмещении таких ролей как «Родитель» и «Учитель» необходимо убедиться в том, что необходимые качества у вас развиты в должной мере. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|