Родитель и Учитель в одном лице

Родителю,  который принимает решение взять на себя роль учителя, необходимо обладать хотя бы таким минимальным  рядом качеств:

  • отдавать себе отчет в том, что у него есть безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
  • уметь выстраивать свои границы и уважать границы ребенка;
  • иметь стремление и возможность самому развиваться;
  • знать про возрастные особенности ребенка и опираться на них при выстраивании процесса обучения;
  • иметь четкое представление как преподносить материал соответственно возрасту ребенка; 
  • уметь планировать и управлять временем, как своим, так и своего ребенка;
  • нести ответственность за свои слова,  поступки и уметь передавать ответственность ребенку за его собственные действия;
  • быть максимально терпеливым и уметь управлять своими чувствами;
  • Гармоничные отношения в родительской подсистеме и супружеской.

В идеале иметь такие качества необходимо всем родителям, но они абсолютно необходимы родителям принимающим решение о переходе на домашнее обучение и принятие на себя роли «Учителя».

Очень не простым моментом является сочетание роли «Родителя» и «Учителя» в одном лице, сложно как самому родителю, так и его ребенку. Что необходимо получить ребенку от «Родителя»? В первую очередь это безусловное принятие его со всеми достоинствами и недостатками. Больше ни кто и ни когда этого не сможет дать ему. «Учитель» не должен любить ребенка, он обязан учитывать его особенности и относиться к нему корректно и давать знания. Чувствуете разницу: любить и учитывать?  И это у многих детей первый опыт выстраивания отношений с взрослым человеком, который стремиться не столько любить, сколько учить. Немного проще перейти к такому совмещению ролей, если вы еще до школы планомерно занимались развитием своего малыша. Если же это произошло в один момент, то надо быть готовым к тому, что ребенок будет воспринимать ваши новые требования как отчуждение от него. Понадобиться немало времени, что бы перестроить ваши отношения  и усвоить их  новый формат.

Переход на домашнее обучение с родителем в роли «Учителя» влечет за собой значительное увеличение времени, которое они будут проводить вместе, но совершенно в другом формате. Кроме того, родителю-учителю необходимо время для подготовки к занятиям, а так же на общение с ребенком вне учебного процесса.  В итоге, получается, что львиная доля времени родителя будет посвящена делам не связанным с его личным развитием. Это  может способствовать накоплению внутреннего напряжения  и будет сказываться на взаимоотношениях с ребенком. Такое напряжение от неудовлетворенности своих потребностей может быть следствием не только совмещения двух таких важных ролей, но оно определенно становиться его дополнительным источником. И даже, если вы мастерски прячете свои негативные эмоции, дети чувствуют ваше эмоциональное состояние и начинают искать причины в себе.  «Я делаю что-то не так, мама мной не довольна, я ее подвел, я плохой!» Поэтому очень важно родителю не отмахиваться от этого, а находить пути решения этой проблемы, например, подключать помощников.

Рассмотрим с другой стороны, если с началом занятий родитель много времени проводит в роли «Учителя», а во второй половине дня  подключает помощников, то ребенок теряет драгоценное для него время свободного и беззаботного общения с любящей мамой или папой.  Необходимо   учитывать такие особенности при составлении расписания дня.

Кроме того, все мы помним из своего детства, как при школьных неудачах  бежали искать утешения к папе или маме. В случае же когда, например, мама еще играет роль «Учителя», то бежит ребенок к папе, если папа эмоционально теплый и может утешить, то замечательно. Важным условием для гармоничного разрешения такой ситуации является здоровая супружеская и родительская подсистема. Если в этих системах есть проблемы, то  велика вероятность создания коалиций одного родителя с ребенком против другого.  Для ребенка это способ привлечения дополнительного внимания к себе и отвлечение внимания от проблем в обучении.

Случай из практики:

Олег 9 лет, мать Галина 35 лет, в разводе  4 года.                                                  Пришли на прием с проблемой сына в отношениях с одноклассниками и всплесками настроения.

Олег умница, рассудителен, почти по всем предметам отличник, в кружке моделирования является одним из лучших. На приеме я отметила, что мальчик удивительно мало эмоционален ( не улыбнется, не рассердиться), даже когда рассказывает как ребята травят его на переменах. Он почти гордиться собой, когда рассказывает, что на переменах с ребятами не бегает, а все разногласия с одноклассниками стремиться разрешить в беседе, приводя разумные доводы. Мама при этом не скрывает своего удовольствия, подтверждает его разумный подход.  Рассказывает,  как на родительских собраниях пытается призвать родителей образумить своих детей, правда безуспешно.  В ходе сессии Галина, с некоторым сомнением, озвучивает намерение перевести мальчика на домашнее обучение и самой преподавать  предметы начальной школы.

В этом случае четко прослеживается слияние матери и ребенка. Мальчик всеми силами пытается заменить своего отца, стать взрослым и наполнять жизнь матери сильными эмоциями. После продолжительной беседы Галина соглашается, что надомное обучение вряд ли будет способствовать развитию коммуникативных способностей сына. А столь близкие взаимодействия с мамой будут только способствовать развитию созависимости сына и матери. В этом случае мама оказалась достаточно мудра, что бы увидеть ситуацию со стороны.

Причинами для перехода на домашнее обучение и совмещение роли «Родителя» и «Учителя» может быть желание  дать наилучшее образование; оградить от негативного отношения одноклассников; выявить и развить индивидуальные способности; поддержать здоровье ребенка. Но есть и другой вариант, когда  родитель, окружая тотальной заботой и любовью, на самом деле распространяет свое влияние и контроль  на другие сферы – обучение, досуг, круг общения ребенка. Как следствие в таких случаях возникают трудности  у ребенка с распознаванием собственных потребностей, самостоятельным принятием решений, трудности в общении со сверстниками.  

Прежде чем принять такое не простое решение о надомном обучении и совмещении таких ролей как «Родитель» и «Учитель»  необходимо убедиться в том, что необходимые качества у вас развиты в должной мере.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Про школу | Как портятся отношения Учителя и Родителя.
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Как на самом деле любить своего ребенка?
  • Успеваемость ребенка зависит от спокойствия учителя.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • А если я не люблю своего ребенка?
  • Если вы оскорбили своего ребенка...
  • Как любить своего ребенка? Как его принять?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Обучение расстановкам. Как по вашему, сколько стоит жизнь ребенка?
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Почему так важно любить своего ребенка
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • О семейном кризисе, связанным с появлением ребенка и принятием супругами родительских ролей
  • Роль родителя в истериках ребенка.
  • Я мама и я не люблю своего ребенка.
  • Вы - лучшая мама для своего ребенка!
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь