|
Влияние юридической осведомленности родителей на отношение к жестокому обращению с детьми.Автор статьи: Алексеева Алина Александровна
Постановка проблемы Ни для кого не секрет, что воспитания ребенка это сложный и трудоемкий процесс, требующий от родителей напряжения сил, как материально-физических так и психических. В подобных условиях у родителей неизбежно возникает накопление усталости, эмоциональное выгорание и кризисные ситуации, что в свою очередь может привести к жестокому обращению с детьми. Что же такое «жестокое обращение с детьми» и все ли родители правильно понимают этот термин? Для большинства обывателей «жестокое обращение» тождественно применению физического или сексуального насилия по отношению к ребенку.В свою очередь юриспруденция дает достаточно широкое и исчерпывающее определение «жестокого обращения с детьми». Так согласно ст. 19 «Конвенции о правах ребенка» от 20.11.1989 г. жестокое обращение с ребенком – это все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Статья 5 «Всеобщей декларации прав человека» от 10.12.1948 г. провозглашает, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию». Девятый принцип «Декларации прав ребенка» от 20.11.1959г.гласит, что ребенок должен быть защищен от «всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Российское законодательство так же содержит понятие «жестокого обращения» так Конституция Российской Федерации и Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляют нормы, по которым «ребенок не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» на территории России Семейный кодекс Российской Федерации, гарантирует право ребенка на уважение его человеческое достоинства и защиту своих интересов в органах опеки и попечительства (до достижения возраста 14 лет) и в суде (после 14 лет.). За жестокое обращение с детьми предусмотрена и уголовная ответственность. Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения права понятие «жестокого обращения с детьми» включает в себя не только физическое и сексуальное насилие, но также оскорбление человеческого достоинства, психическое насилие, небрежное отношение, отсутствие заботы, эксплуатация, применение не предусмотренного законом наказания. То есть с законодательной точки зрения определение «жестокого обращения» включает в себя множество чисто психологических проявлений, обычно не осознаваемых родителями как жестокость. Как показывает практика общения с родителями, даже в благополучных семьях, где ребенок окружен искренней любовью и привязанностью близких, в воспитательном процессе могут применяться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения со сверстниками или прогулки. Что же говорить о неблагополучных семьях, где дети зачастую подвергаются физическому, психическому и сексуальному насилию. При этом, большинство родителей не понимает, что такие приемы воспитания – это нарушение прав детей, а также причина формирования возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. По статистике обращений к Уполномоченному по правам ребенка РФ большинство нарушений прав детей происходит из-за достаточно смутного представления детей, их родителей или опекунов о правах ребенка и способах защиты данных прав. В связи с этим возникает вопрос все ли родители одинаково способны преодолевать трудности воспитания собственных чад, не ущемляя их прав или существует некая зависимость между уровнем общей юридической грамотности родителя и его отношением к жестокому обращению с детьми. Гипотезой для проведения данного исследования послужило предположение, что общий уровень юридической осведомленности родителей, так или иначе, связан с их отношением и полнотой понимания термина «жестокое обращение с детьми». Эмпирической базой исследования послужили родители детей дошкольного и младшего школьного возраста (30 человек). Подавляющее большинство опрошенных 89% составляли женщины в возрасте от 25 до 40 лет. 11% мужчины в возрасте от 27 до 45. 57% родителей имеют высшее образование. 6% опрошенных имеют два и более высших образования или ученую степень, 21% закончили средне-специальные учебные заведения, 16% имеют среднее образование. Методический инструментарий В соответствии выдвинутой гипотезой был определен комплекс методов необходимый для проведения исследования: теоретических (анализ международных и российских нормативно-правовых актов) и эмпирических (наблюдение; беседа; опрос; анкетирование; метод обобщенных независимых характеристик). В качестве организационного принципа построения исследования использовался сравнительный метод. Применялось сопоставление данных полученных от респондентов принадлежащих к разным социальным группам с различным уровнем образования и материальным достатком для выявления закономерностей и различий в отношении к жестокому обращению к детям. Математическая обработка полученных эмпирических данных включала вычисление показателей средних значений, размаха, стандартного отклонения, а также проведение межгрупповых сравнений. Результаты исследования В ходе исследования было установлено несколько интересных особенностей, так 100% родителей осудили жестокое обращение с детьми, 63% заверили, что никогда не ущемляли своих детей в правах, 23% признали, что иногда бывают неоправданно жестоки по отношению к детям, 14% заявили, что некоторая жестокость просто необходима для поддержания авторитета родителя и это не является нарушением прав ребенка, а пойдет ему на пользу. Подобные результаты при видимой однородности показывают некую дифференциацию отношения и понимания жестокости у опрошенных. То есть при всеобщем осуждении жестокого обращения с детьми более трети родителей подтвердили, что бывают, жестоки по отношению к своим детям, причем 14% не увидели противоправности в своих действиях. Что касается уровня юридической осведомленности родителей относительно прав детей и существующих санкций за их нарушение, 34% родителей считали, что ответственность существует только за причинения вреда здоровью ребенку и сексуальное насилие и именно эти действия можно относить к понятию «жестокое обращение с детьми», исключая другие элементы из данного понятия. 48 % считают, что воспитание и бремя содержания ребенка дает родителю полное право применять к нему физическое воздействие и ограничение его свободы, например, запирание в ванной комнате за плохое поведение или запрет выхода из дома в свободное время, а лишение родительских прав при наличии жилья и материального благосостояния в семье даже в случае обнаружения факта побоев ребенка невозможно и как следствие не должны признаваться жестоким обращением с детьми. Лишь 18 % респондентов на ряду с выше перечисленными элементами признали «жестоким обращением с детьми» психологическое насилие и унижение человеческого достоинства ребенка и тем самым дали наиболее полное с юридической точки зрения определение данного термина. Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющие большинство опрошенных воспринимают жестокое обращение с ребенком только как причинение явного вреда здоровью, совершенно упуская из вида психологическое давление, как акт насилия над личностью. Данная группа опрошенных не воспринимает оскорбления, несдержанность и авторитарность собственного поведения в воспитательном процессе в качестве причины возникновения проблем в общении с собственными детьми. Как следствие плохая управляемость и обучаемость последних видится ими проявлением лености или слаборазвитости познавательных функций ребенка. Хотя можно предположить, что отсутствие мотивации у дошкольника во многом является частью протестного поведения, против унижения чести и достоинства ребенка со стороны членов семьи и ни как не отражает его реальных умственных способностей и интересов. Необходимо отметить, что угнетенное психологическое состояние ребенка и игнорирование данных проблем со стороны взрослых могут вылиться в достаточно серьезные девиантные формы поведения ребенка в подростковом возрасте, поэтому своевременное решение подобных психологических проблем кажется нам жизненно важным (вопрос психологического насилия в семье и влияние подобного насилия на процесс формирования личности ребенка заслуживает тщательной проработки, всестороннего изучения и выходит за рамки настоящей работы, вследствие чего мы не можем здесь уделить должного внимания данной проблеме). Возвращаясь к анализу результатов проведенного опроса нельзя не отметить следующий весьма интересный и во многом значимый факт, так родители, признавшие психологическое насилие элементом «жестокого обращения с детьми» либо имеют педагогическое, психологическое и юридическое образование, либо пережили бракоразводный процесс, кроме того все члены данной группы ранее заявили что никогда не ущемляли прав своих детей и оказались наиболее последовательны в своем не приятии какой-либо жестокости в процессе воспитания. Возникает закономерный вопрос почему именно эти респонденты имеют наиболее полное понимание данного явления. Ответ может скрываться в профессиональной сфере этих специалистов, так исполнительская деятельность педагогов, психологов и тем более юристов так или иначе регламентируется законом, в следствии чего члены этих профессиональных сообществ вынуждены изучать правовые нормы, дабы не нарушить права учеников или клиентов так как нарушение этих прав может негативно отразится на их карьере либо вовсе поставить под сомнение их профессиональную пригодность. Таким образом, наличие предусмотренной законодательными актами ответственности за свою профессиональную деятельность, способствует лучшей юридической осведомленности представителей данных профессиональных групп, то есть педагоги, психологи и юристы, в большей степени юридически подкованы в отличие от других участников исследования, не сталкивавшихся в повседневной жизни с правоприменительной практикой. Полученные данные позволяют заметить, существование прямой зависимости между уровнем юридической осведомленности и полнотой понимания и отношения к жестокому обращению с детьми. Чем выше юридическая осведомленность человека, тем нетерпимее его отношение к любому проявлению «жестокого обращения с детьми». И наоборот чем ниже уровень осведомленности, тем размытие и толерантнее восприятие родителем применения жестокости в воспитательном процессе. Зачастую респондент даже не осознает, что в его действиях содержится жестокость, воспринимая ее как неотъемлемую часть родительской функции, дарованной ему по праву старшинства или отцовства.
Заключение Результаты проведенного нами эмпирического исследования подтвердили гипотезу о существовании зависимости между общей юридической осведомленностью родителей, и их отношением, полнотой понимания термина «жестокого обращения с детьми». Настоящее исследование, вследствие малочисленности выборки, носит в основном ознакомительный характер, обнажая лишь верхушку айсберга правового нигилизма современного общества и его влияния на психологическую атмосферу семейных отношений. Тем не менее, данная работа может быть интересна в качестве ориентира для выдвижения новых гипотез, более масштабных исследований, проведения юристами, практикующими психологами и педагогами просветительской работы в области защиты материнства и детства. Надеемся, что несмотря на незначительность проведенной работы, данная статья позволит привлечь внимание широкой общественности к проблемам защиты прав детей в нашей стране.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|