|
«Основные мифы у родителей-дошкольников, осложняющие отношения с детьми»Автор статьи: Инга Андреевна Куликова
Ребёнок до определённого возраста испытывает существенные сложности , когда ему предлагают делать выбор и договариваться с кем-то.
Почему ? Потому что ещё не сформирована префронтальная кора головного мозга. Отсюда сложности в целенаправленности и проявлению воли, если нет сильной мотивации. Если речь идёт о дошкольном возрасте, то ребёнка важно направлять , мотивировать , что -то делать через игру, а не заставлять. А также помогать договариваться с другими людьми/детьми, если он этого просит.
Иначе во всей полноте проявятся особенности кризиса 3-х лет в виде упрямства, негативизма, своеволия и т.д. (Но это уже отдельная тема). У родителей дошкольника есть основные мифы, которые приводят к сложностям в контакте с ребенком. Миф 1. Ребёнка можно подчинить, принудить, заставить делать по-своему, подавляя его желания и волю. Этого возможно добиться на время. Но вопрос зачем ? Что это даст ? Послушание через насилие и подавление ребёнка приводит только к ухудшению отношений, а также провоцирует активную или пассивную агрессию у детей. Что только усугубляет взаимодействие с ребёнком.
Миф 2. С ребёнком-дошкольником можно договориться и потребовать выполнения обещаний. Не работает это в дошкольном возрасте ! Да, ВЫ и только ВЫ договоритесь, а вот ребёнок с вами нет. И это не из-за вредности, а потому что ребёнок психо-физиологически не созрел для этого! Он может пообещать вам, но как только он увидел что-то более интересное для себя, увлечётся какой-то деятельностью , то забудет , что обещал. И это нормально ! Так устроена психика ребёнка - дошкольника. Ему ещё сложно в голове держать данные им обещания и устанавливать причинно-следственную связь. Все это будет, но позже. Миф 3. Если ребёнок испытывает сложности в контакте с другими детьми, не может договориться, то надо смотреть со стороны и не вмешиваться - пусть сами разбираются. Если ребёнок не просит помочь , да , пусть сам разбирается. А если обращается, значит ему нужна ваша поддержка! И важно ему помочь. Я неоднократно, наблюдая за детьми-дошкольниками, замечала, как они с облегчением выдыхают и охотно соглашаются со взрослым, который сам принимает решение, а не предлагает детям 4-6 лет договориться самостоятельно куда пойти , какой торт купить и т.д. И тем более важно подать руку помощи , если ваш ребёнок смущаясь, прячется за вами и просит: «Мама / папа, пойдём со мной познакомимся с девочкой/мальчиком».
Этого не будет всегда. Несколько раз вы это сделаете сами за ребёнка, несколько раз вместе, а потом он сам. Когда он начнёт сам обходиться без помощи взрослого в социальном взаимодействии - сложно сказать , все зависит от характерологических особенностей ребёнка.
Поэтому родителям-дошкольника важно запастись терпением . Но также важно не делать что-то, проявляя насилия к себе ! Терпеть , когда уже нет мочи! Иначе плохо будет всем, есть риск , что шквал агрессии обрушится на ребёнка, а это не его зона ответственности, а ваша!
Приведу пример с прогулкой. Вы гуляете с ребёнком час и понимаете , что уже устали и больше не хотите гулять, а он просит остаться ещё, тогда спокойно без раздражения , крика и претензий объясните, что устали и вам пора домой. И идите вместе с ним домой, давая закончить ему начатую деятельность. Для этого можно досчитать до 50-100 или сказать , «что 10 раз скатишься с горки и уходим» и пр.
Ни в коем случае не говорите «ты оставайся, а я пойду». Если ребёнок маленький , его это испугает и травмирует, нарушит эмоциональную связь с вами. А если старшего дошкольного возраста , то поймёт , что вы врете. Вы же не бросите ребёнка одного в Москве играть на площадке и не уйдёте без него спокойно пить чай домой ? Так вот , он это тоже понимает . И чувствует агрессивную манипуляцию , что сам потом будет использовать в контакте с вами. Помните, что дети до 7 лет подражают взрослым во всем ! Важно ! Если у взрослого есть четкая внутренняя позиция , ребёнок это почувствует и согласиться ! Но если вы сами сомневаетесь , то ребёнок с вас не слезет и будет бесконечно просить «ну ещё , ну в последний раз» и т.д.
Выводы следующие : родителям дошкольника ✔ важно бережно и с уважением относиться и к себе , и к ребёнку; ✔заботиться и о себе, и о ребёнке; ✔быть последовательными и честными; ✔быть уверенными в своей позиции и твёрдо принимать решение; ✔через игру , стихи, песни, прибаутки уговаривать, не используя эмоционального и физического насилия.
Инга Куликова - психолог , гештальттерапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|