|
Говорить или не говорить- вот в чем вопрос!Автор статьи: Кальченко Юлия Валерьевна
- Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений...вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника… Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!.. А.П. Чехов "Размазня" Занятие посвятим вопросам откровенности в общении, умению и внутреннему позволению говорить то, что есть на самом деле, заявлять о своем мнении, своих желаниях... но без претензий, попыток манипулирования или насилия над чужой волей, а просто давая обратную связь так, чтобы тебя слышали... - Как сказать о том, что тебя что-то не устраивает, не вызывая протестной реакции у собеседника? - Как не принося себя в жертву, не стать тираном? - Как идти по своему желанию, так чтобы окружающими это воспринималось как само-собой разумеющееся? и ещё множество других "как", с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Помните старый анекдот: Пациент на приеме у врача: Итак, наша сегодняшняя тема - говорить и быть услышанным. Рассмотрим разные аспекты этого вопроса. Т.к. порой кому-то нам легко дать обратную связь, а с кем-то в общении я "сам не свой". Отследим уровень искренности и комфорта в общении с родными, с противоположным полом, с начальством, с подчиненными, с друзьями, с малознакомыми людьми. Попробуем осознать это телесно (через ощущение свободы или несвободы жестов), вербально (через скорость, тембр, окраску речи) и эмоционально (легко- тяжело). Итак, у нас получилась табличка, она естественно весьма и весьма условная, но тем не менее... очень хорошо помогает увидеть реальную картину свободы/несвободы нашей коммуникации. Все оценки ставятся по 10 бальной шкале. Начинаем с дальнего окружения и приближаемся к самым близким, осознавая насколько легко вам "быть собой" в общении с другими людьми. В аспекте данной работы мы пока не рассматриваем просто общение - сразу переходим к наболевшему - заявлению о своих желаниях или умению отказывать в тех случаях, когда вам что-то не нужно. (в таблице это изображено столбцами - "мне надо" и "я не хочу"). Попробуйте оценить то, насколько вам легко сказать что вас что-то не устраивает незнакомому человеку или же попросить его о помощи. Насколько люди откликаются на это, т.е. слышат вас- помогают, подсказывают. Насколько легко вы строите фразы и естественна ли ваша речь, когда вы обращаетесь к незнакомцу - или же вы начинаете "мямлить" и вас понимают с трудом? Насколько энергозатратно для вас - обратиться к прохожему, вы собираетесь с силами, выбираете того, кто кажется более мягким и интеллигентным или можете обратиться почти к любому, без промедления, если у вас возник вопрос? По такому же принципу оцениваем все остальные строки - легко ли мне заявить о свое желании и легко ли мне отказать, когда я не хочу. Последние строки- "особый персонаж" - это кто-то в вашей жизни, кого сложно классифицировать или кто выбивается из общей схемы, кто-то с кем вам особенно легко... или особенно тяжело. Хорошенько потрудившись над заполнением таблички вы откроете для себя много интересного - сможете осознать свои слабые и сильные стороны и увидите зоны, которым следует уделить особое внимание. Там, где всё хорошо - осознали, порадовались за себя и других и оставили. Внимание переносим в те сферы, где общение затруднено... Поставьте перед собой стул, положите на него любой предмет и представьте, что перед вами тот, у кого надо что-то попросить. Расслабьтесь и позвольте себе взять предмет чисто (без страха, без стеснения или неудобства, свободным жестом принятия, с радостью и благодарностью, но без ощущения, что вам обязаны или должны). Постарайтесь насладиться этим телесным переживанием принятия! А теперь положите другой предмет, который будет олицетворять то, что вам не надо и отодвиньте его в сторону (откажитесь от этого, но без сопротивления, без борьбы, а с позиции - мне это не интересно, мне скучно). Отследите насколько долго ваше внимание удерживается на этом предмете. А насколько долго вы переживаете, когда вам приходится отказывать кому-то? Сомневаетесь? Испытываете смущение, неудобство? Руководствуетесь принципом анекдота - зануде проще дать, чем объяснить, почему нет? Переживите телесно это "состояние отпускания" того, что вам не надо. Насытьтесь покоем, который появляется. Поиграйтесь с разными предметами, прорабатывая все сферы, где нашли свою несвободу. Когда этот этап будет закончен - переходим к следующему. Учимся говорить! Опять же стул вам в помощь - вначале вслух попросите у него желанный предмет, а затем скажите, что вам не нужен - нежеланный. Не дожидаясь ответа (вряд ли стул заговорит) сосредоточьтесь на вербализации своего желания. Отследите насколько легко или тяжело вам строить фразы, как звучит голос - искренне, или так, словно вы что-то украли? Найдите где в вашем теле живет то, что мешает вам заявлять о своих интересах. Какая область тела откликается? что там? Скованность, ком, холод или жар? Осознав, перенесите внимание в эту точку своего тела и с ощущением ценности искренности подумайте о том, что вы можете позволить себе говорить о своих чувствах, мыслях и желаниях в тот момент, когда они появляются! когда в теле ощутите легкость - вы действительно позволили себе быть собой. Завершая эту работу, подумайте о том, что вы возвращаете себе всю силу, потраченную на то, чтобы сдерживаться и прятать себя. Опять же прочувствуйте это телесно, на вдохе как бы "развоплощая" свою прежнюю реакцию. Уже сразу после этой работы вы почувствуете насколько вы стали свободней. Изменения уже произошли и помня о "ценности искренности" вы заметите насколько легче, чище и приятней стало ваше общение с другими людьми. Успехов вам! По материалам занятия психологического клуба. Юлия Кальченко Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|