Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве, играет важнейшую роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье, и отношения между супругами, как определяющими ту атмосферу, в которой растет и развивается ребенок.
Семья – это система, это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. Семья как система представляет собой больше, чем просто совокупность ее членов, больше, чем объединение индивидуумов. Согласно системной семейной теории, члены семьи — элементы одной системы, и если меняется один член этой семейной системы, все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь обратно влияя на первого. Когда в семье появляется ребенок, все в семье неизбежно меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, т.к. меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным научного Центра здоровья детей РАМН число детей, нуждающихся в помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. В повседневной жизни родители детей с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем. Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только ей атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей. Постоянно возникающие сложности негативным образом сказываются и на отношения между супругами и на семейные взаимоотношения в целом, а также ведут к повышению тревоги и общего напряжения в отношении болезни ребенка. Таким образом, в семьях с детьми-инвалидами складывается достаточно сложная ситуация: с одной стороны рождение больного ребенка, проблемы связанные с его воспитанием, лечением негативным образом сказываются на динамике супружеских отношений, функционировании семьи в целом, с другой стороны неблагоприятная атмосфера в семье не способствует гармоничному развитию ребенка. В результате рождения ребенка с ограниченными возможностями отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с физическими и психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок и негативных чувств самих родителей. Детско-родительские отношения в семьях с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями обладают своей спецификой. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. Недостаточность детско-родительских отношений может приобретать эмоционально-неблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. В семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в силу описанных выше причин родителями часто используются следующие дисфункциональные модели воспитания: Гиперопека. Родителям ребенка с ограниченными возможностями, как правило, трудно определить, что ребенок может сделать сам, а в чем ему необходимо помощь, поэтому они стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Находясь в таких «тепличных» условиях он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители ограничивают возможности его развития и социализации. Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Часто они игнорируют реальные возможности ребенка, вместо этого значительно завышая и переоценивая их, стремятся с помощью собственных навязчивых и авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку в силу имеющихся нарушений трудно справиться. Это приводит к отсутствию адекватной оценки своих возможностей, ощущению своей неуспешности, и как следствие формированию заниженной самооценки. Воспитание в «культе» болезни. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению. Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных задачах и потребностях, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. Модель «маленький неудачник. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь. Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры. Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.Неконструктивные модели семейного воспитания, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его реабилитации и интеграции в общество сверстников.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.