Как отличить нравственность от морали и не впасть в маразм.

Маразмом я назвал принципиальную позицию одного московского философа: "Мораль безнравственна. А то, что нравственно - не мораль." Может, лучше это назвать шизофренией? Шизофреник отрывает одно понятие от другого, связанного с первым, форму от содержания, звучание от смысла. Хотя, наверное, есть и шизофренический маразм. Я не психиатр, и могу в этих вопросах ошибаться.
 Управление    -     Право      -       Политика        -  Признание          7(Spiritus)
 Дисциплина    -    Мораль    -   Нравственность -     Выбор              6(Psyche)
   Познание    -      Знание      -      Понятие       -     Осознание          5(Logos)
   Практика    -      Обычай      -         Мода         -      Ценность           4(Socium)
Переживание  -    Мнение   -       Настроение     -     Доверие            3(Anima)
      Опыт        -      Память    -    Представление   -  Внимание           2(Animus)
     Жизнь       -   Сохранение - Воспроизведение  -  Интерес            1(Animum)
"Попробуйте мысленно связать между собой понятия в каждой колонке. Сможете увидеть тождество и различие между моралью и нравственностью, не отождествляя их и не отрывая друг от друга?" (Цитата из прошлой моей статьи).

Надеюсь, тот, кто читал предыдущую статью, успел уже подумать и всё связать. Если не успел - не беда. Даю свою интерпретацию сопоставления одноуровневых тетрад из разных сфер психики человека.

В дисциплине, как и в жизни, главное - это регуляция и саморегуляция: организация и самоорганизация, (об)устройство, благоустройство, согласование, налаживание, и т.п.. Только в жизни это саморегуляция биологическая, биорегуляция. А в дисциплине - это осознанная, рассудочно-разумная саморегуляция. Если биорегуляция в основном бессознательна, зиждется на образовавшихся в ходе эволюции безусловных рефлексах, то личностная и общественная саморегуляция основывается на образующихся в течение жизни личности или какого-либо общества социальных условных рефлексах.

Поначалу это вполне осознанные решения вести себя определённым образом, но потом, по мере усвоения социальных привычек и освоения социальных навыков в результате социального научения, личностная саморегуляция становится полуавтоматической. Она может переходить из сознательно регулируемого режима в автоматический (подсознательный) режим, а также - из автоматического в сознательный - при встрече с каким-либо затруднением в решении морально-нравственных жизненных задач.

Фундаментом социальной саморегуляции (дисциплины) является биорегуляция: биологические ритмы, например, ритм смены дня и ночи (т.е. ритм бодрствования и сна), ритм смены работы и отдыха, ритм движения и остановок, сердечный ритм, ритм дыхания, ритм потребления пищи и воды, и другие биологические ритмы. Нарушая личную дисциплину (здоровый образ жизни, гигиену, чистоту и т.п.), мы нарушаем свои биологические ритмы. Продолжая это делать большой период времени, мы их вообще разрушаем. И потом удивляемся: откуда в нас появилось то или иное заболевание? Так, пренебрегая сном или поддаваясь сонливости среди дня, мы мешаем у себя в голове субъективные день и ночь, провоцируя возникновение ночной психики (бессонницы) и других нервно-психических расстройств.

Определённый и соблюдаемый распорядок (режим) дня - то, что стабилизирует психику, делая её собранным, настроенным и налаженным "механизмом". Некоторые пожилые люди, ушедшие на пенсию, не знающие к чему приложить свои руки и голову, начинают вести праздный образ жизни, расхолаживаются, впадают в депрессию, личностно деградируют, заболевают тяжёлыми болезнями и быстро умирают. Те же, кто находит себя в каком-либо другом увлекательном деле или продолжают работать ещё где-нибудь, сохраняют физическое и психическое здоровье долгое время, наполняя свою жизнь новым смыслом.

Основой морали является биологическое сохранение. Только мораль - это уже социально-личностное самосохранение. В морали сохраняется опыт социальной регуляции и личностной саморегуляции. В нравственности этот опыт воспроизводится и приобретается новый. Каждый воспроизводит общественный опыт по своему, прилагая его к тем жизненным ситуациям, в которых он находится. Естественно, такое приложение общего к особенному, к требованиям сиюминутной ситуации, требует видоизменения прилагаемого, т.е. некоторой гибкости. Об этом чуть позже.

Если уж мы стали говорить о дисциплине как о живом опыте упорядочения личной и социальной жизни, то можно и сказать о морали как о социальной памяти, живущей в обществе и в каждой личности. И эта память воспроизводит разные представления о добре и зле, о норме и не-норме, и т.д., т.е. нравственные представления. В каждом человеке живут эти представления о должном и не-должном, о правильном и неправильном, о нравственных идеалах и ценностях.

Опыт является внешней стороной жизни. Внутренней её стороной является переживание, эмоциональное проживание жизненных ситуаций. Социальное упорядочение, упорядочение личной жизни - также переживаются личностями и составленными из них коллективами. Соответственно, следы этих переживаний откладываются в эмоциональной памяти в виде мнений о пережитом. Мнения - это некоторые отвердевшие впечатления, выражаемые посредством слов в виде утверждений. Последние могут быть подтверждены многократными подобными переживаниями и стать убеждениями. Из частных мнений формируются общественные мнения.

В плане представлений о будущих переживаниях мнение личности по какому-либо вопросу создаёт настроение, а общественное мнение - определённое умонастроение в обществе. Содержанием этих мнений и умонастроений становятся личные и общественные вкусы, а также личные и общественные нравы. Мораль той или иной личности, той или иной группы, коллектива, сообщества, страны, содержит в себе мнения (взгляды, оценки, позиции, убеждения). Нравственность содержит определённое умонастроение.

Особый интерес для обсуждения триады "Дисциплина - Мораль - Нравственность" представляет триада "Практика - Обычай - Мода". Можно сказать, дисциплина является производной практики. В практике я усматриваю четыре уровня: интерактивный, коммуникативный, рефлексивный, и креативный. Интерактивный слой - это слой непосредственного взаимодействия как субъекта с объектом, так и субъекта с другим субъектом, т.е. это слой, в котором коммуникативный и рефлексивный слои находятся ещё в невыраженном состоянии, в синкретическом единстве.

Креативный слой - слой, в котором коммуникативная и рефлексивная стороны практики, относительно обособленные от интерактивного слоя, гармонично сочетаются между собой, т.е. находятся в синтезе. Коммуникативный уровень состоит из подуровней: обучение - ученичество - учительство (преподавание) - мастерство. Рефлексивный слой: воспитание - образование - просвещение - культивирование. ("Воспитание - это культивирование." Ф.Ницше.)

Собственно, дисциплина в большей мере рефлексивна, поскольку рефлексия является её основой (см. схему после этого абзаца). Дисциплинируя кого-либо, передавая свой личный и/или общественный опыт, опыт своих личных переживаний и опыт переживаний других людей, описанных в литературе, увиденный в кино, в общем, существующий в нашей культуре, мы воспитываем определённое отношение к тем или иным вещам, явлениям, сторонам жизни. Вершиной отношений является святая троица: истина - красота - доброта, живущая в нашей психике как любовь, вкус и нрав. Мы воспитываем любовь к чему-либо или к кому-либо, задаём ценностные ориентиры в виде идеалов, способствуем совершенствованию эстетического и художественного вкуса, а также улучшению нравов.

Как отличить нравственность от морали и не впасть в маразм

Становясь привычными, эти вкусы и нравы являются единицами (внутренним содержанием) личной и общественной морали. Поэтому мораль зиждется на обычаях, царящих в том или ином обществе. Привычные вкусы и нравы - это моральные устои. Те из них, которые становятся практикуемыми личностью и через практику приобретают свойство навыков (вкусовых и нравственных), являются нравственными установками - чертами характера. Это могут быть черты характера личности, но могут быть и черты национального характера. Также и нравственность может быть личной, и может быть нравственностью определённого общества (коллектива, города, региона, страны).


Именно упорядочение, организация и самоорганизация, является источником моральных привычек и нравственных навыков. В социальном взаимодействии происходит как установление порядка, так и его соблюдение, подчинение порядку. Блюстителями порядка становятся все люди, которые этот порядок принимают как свой. Тут как раз речь идёт об усвоении возникшего порядка и его освоении - об усвоении организационных привычек и освоении организационных навыков. Основным способом установления порядка является договор, сделка. Иногда этот договор (соглашение) вынуждается одной из сторон, и тогда речь идёт о принуждении к определённому порядку.

Принуждение принимает разнообразные формы: объяснение, разъяснение, доказательство нужности определённого порядка - убеждение, бездоказательное внушение, основанное на манипуляции чувствами и эмоциями, прямое принуждение - насилие. Это то, что называется глаголом "заставить". Соблюдение и установление порядка выделяются из интерактивного слоя дисциплины в две противоположные её стороны. Эти же стороны участвуют в создании морали и нравственности. Соблюдение порядка (пассивно-реактивная сторона) выделяется в мораль, а установление порядка (активно-проактивная сторона) - в нравственность.

Синтезом соблюдения и установления можно считать самодисциплину. Самодисциплина является основанием деятельности морально-нравственного выбора (учёт обстоятельств, самоотчёт, расчёт, предпочтение), морально-нравственного самоконтроля (морально-нравственное самосознание = совесть), морально-нравственной самокоррекции и самопрограммирования социального поведения (произвольность, свобода воли). Самодисциплина - это средство реализации своих замыслов, желаний, стремлений, намерений. Будет личность успешна в достижении своих целей или не будет, зависит от её самодисциплины, от её самоорганизованности.

Попробуем увидеть сходство во внутренних иерархиях обычая и морали, нравственности и моды.

Обычай:                  Мораль:
1. привычки            1. устои (устоявшиеся формы взаимоотношений)
2. нормы                 2. моральная устойчивость (твёрдое следование социальным нормам)
3. традиции            3. морализация (моральная проповедь, моральный вывод)
4. обряды               4. этикет (сложившийся порядок внешних проявлений в обществе)
Мода:                      Нравственность:
1. навыки                1. нравственные установки (черты характера)
2. правила              2. принципиальность (правильность, убеждённость в правоте)
3. новации              3. гибкость (осмысленность применения правил)
4. игры                    4. этичность (этика тех или иных социальных ролей).

Обсудим это сходство в следующей статье. А пока закончим с другими триадами-тетрадами.

Практика человеческих взаимоотношений ведёт к тому, что каждый человек в той или иной мере познаёт какие-то закономерности и законы социального взаимодействия, социальной жизни. Результаты этого познания откладываются в социальной памяти человека, в виде моральных выводов из уроков жизни - знаний о том, как принято вести себя в том или ином сообществе. Однако, знания о обычном порядке социального взаимодействия недостаточно. Нужен ещё опыт применения этого знания в своей личной жизни.

Как я уже писал в статье о Логосе, словесно-понятийном интеллекте, знающий человек знает что-то о чём-то или о ком-то. Человек с понятием, умеет это знание применять с пользой для себя и других. Поэтому мораль - это социальная и социально-личностная память, содержащая различные мнения о том, как принято себя обычно вести в том или ином сообществе, и твёрдые знания личности об этом же, основанные на её личном опыте. Что ещё может убедить человека в каком-либо мнении, как не личный опыт?

Нравственность же представляет собой воспроизведение конкретной личностью (или сообществом единомышленников) этих знаний, применение их в разных ситуациях. Нравственность не всегда совпадает с моралью, особенно с мнениями (моральными суждениями) других людей в некоторых сообществах. Тем более, что сообщества разные, их много, и они живут в разных временных эпохах и исторических периодах. Но по большей части, нравственность совпадает с теми из моральных суждений, в которых человек лично убедился на своём горьком опыте, т.е. с мнениями, ставшими знаниями. С теми моральными знаниями, с которыми личность согласилась и взяла себе как руководство к своим действиям.

И, наконец, общественная дисциплина сильно зависит от надстраивающегося над ней государственного управления. Процесс государственного управления - это тоже своего рода организация общественной жизни, но уже государственными структурами, упорядочение жизни людей в определённой стране. Опыт такого упорядочения оформляется, так сказать, в государственной морали - в праве. Право есть задокументированный экстракт из морали и обычаев ("обычное право").

Моральные и правовые нормы совпадают не во всём. На правовых нормах, на законах и подзаконных актах, строится политика государства.  Политики, непосредственно не входящие в государственный аппарат управления образуют различные политические течения и направления, которые борются между собой и с политикой государства (оппозиция) за признание народом, за власть. Понятно, что мы по-разному относимся к праву, к существующим правовым нормам и законам, которые нам выдумывает Дума. Но на то и существует в нас такая психологическая инстанция, как правосознание - государственно-политическая совесть. 

Возвращаясь к шизофреническому маразму, о котором шла речь в начале этой статьи, хотел бы спросить у источника этого маразма ("МОРазма"), можно ли сказать, что "право аполитично, а то, что политика - то вне права"?



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мораль и Нравственность
  • Рассудок и Разум. Мораль и Нравственность.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Мораль и нравственность: варианты понимания и отношения.
  • Нравственный императив И. Канта. Мораль и нравственность.
  • Нравственность, безнравственность, мораль и нематериальные ценности
  • Совесть и Мораль в Нашей жизни.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Мифодрама "Рождение миров: установление порядка"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Мой опыт в психотерапии взаимодействия: "Помоги себе сам"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Определение категории "нравственность" в ракурсе системного социогенеза
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • Упражнение "Жизнь как сад: сбор урожая, наведение порядка, развитие и реализация желаний".
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Упражнение "Дружил бы я с самим собой". Опыт консультирования.
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • 21 день для жизни. Практика "Отец и Жизнь"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Я никогда не сказала бы этого при личной встрече": случай из практики видео-консультирования
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь