|
Определение категории "нравственность" в ракурсе системного социогенезаАвтор статьи: Чернышев Сергей Валентинович
Содержание этого очерка возникло в обсуждении довольно эмоциональной темы в обществе коллег на профессиональной психологической "кухне" В17 (http://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=36380&p=1000#10). По моим ощущениям тема была больше про переживание тоски "интеллектуально продвинутого" меньшинства в окружении консьюмеристского большинства. Мне показалось, что именно энергия тоски несколько гипертрофирует пропорцию в восприятии этой пропорции в социуме, между (в моих вольных и весьма условных обозначениях) консьюмеристами и аскетами. Спасибо пока анонимному пользователю с ником "Марта Н" за "наводку на статью" выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда "Новый обскурантизм и российское просвещение" (http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm), по прочтении которой у меня и родилось желание сформулировать краткий тезис о влиянии этой пропорции на экономическую динамику развития социума. Актуальность вышеозначенного тезиса заключена в необходимости восстановления баланса в современных социальных идеологиях между безусловно популярными, "полезно-эффективными", приземлёнными и осязаемыми технократическими и маргинальными, "абстрактно-изысканными", эфемерными нравственными взглядами на мироустройство. Баланс этот представляет собой не что иное, как двуединство и системную целостность, нарушение которых неизбежно приводит к прекращению существования системы и распаду её на более стабильные составляющие. Философия в изложении математика мне показалась гораздо доходчивее, искреннее и прозрачнее, чем академические тексты гуманираиев. Поэтому, поддавшись искушению подражания, я оставил "без купюр" вольности интернет изложения, ограничившись кавычками там, где вольность и условность терминов не вызывает никакого сомнения. Итак, собственно, содержание тезиса состоит в том, что для экономического равновесия и устойчивой динамики развития соотношение т.н. "идиотов" (или, если быть точным в формулировках - людей с индивидуально достаточным уровнем интеллекта) и т.н. "шизофреников" (людей с синдромом постоянного интеллектуального голода) должно быть оптимальным. Смещение пропорции в сторону первых обозначает тренд к эволюционному тупику (популяция сама себя "выедает", теряя контроль за возобновляемостью всех видов ресурсов). Смещение пропорции в сторону вторых обозначает тренд в сторону интеллектуального истощения и деградации. Т.е. популяция сама себя опять же "выедает", но только интеллектуально и культурно (эпоха постмодерна и всё с ней связанное), стремительно приближаясь всё к тому же тотальному "идиотизму". Имеющей основания представляется идея участника дискуссии Марта Н о том, что мерой оптимума вышеописанной пропорции может являться нравственность. Тогда имеет смысл предположить, что последняя представляет собой некий ранг внятно, ясно и просто сформулированных социальных ценностей (их "мерную шкалу). Из неё каждая личность ("социальная единица") имеет возможность сознательно взять и усвоить (ассимилировать) именно тот "набор", который с одной стороны соответствует её индивидуальным особенностям, а с другой стороны необходим и достаточен ей для ощущения социального комфорта. Иными словами: а) Каждый свободно и сознательно берёт то и ровно столько, что и сколько способен унести. И это является естественным процессом, который проявляет (подобно фотографическому процессу) истинную структуру общества через все идеологические одеяния и покрывала. В этом случае такое проявление может играть функцию физиологической боли в организме - предупредительную, заградительную, охранительную. Только тогда у нравственных сигналов будет возможность быть услышанными гораздо раньше того, когда наступят необратимые экономические или социоэволюционные последствия. б) Принадлежность к "идиотам" или к "шизофреникам" (или самоидентификация с кем-то из них) не предполагает вины и стыда В ней - каждый имеет место под солнцем и каждый важен в своей роли и миссии. И тогда появление переживания презрения становится "сигналом" не того, что, например, "быть "идиотом" - это плохо и недостойно", а того, что некий "червь" завёлся в "сочной мякоти" презирающего и если сейчас не дать этому должного внимания, то презирающий - обречён. (с) С.Чернышёв, 2015
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|