|
Рассудок и Разум. Мораль и Нравственность.Автор статьи: Корень Владимир Викторович
После публикации своих мыслей насчёт морали и нравственности я понял, что читателям трудновато меня понять по причине общей неразвитости диалектического и рефлексивного мышления. Эта статья - попытка стать более понятным. Понять действительные отношения между моралью и нравственностью можно только с помощью гармонии между рассудком и разумом. Рассудок - формально-логический способ мышления и понимания. Разум - диалектический способ. Рассудок различает, разграничивает, разделяет, анализирует, стремиться расставить всё по своим местам, разложить по полочкам, классифицировать. Разум объединяет раздельное, синтезирует, систематизирует, берёт с полок положенное на них и запускает в действие (во взаимодействие), т.е. применяет по назначению. Поэтому рассудок преимущественно желает сохранить всё как есть, оставить в покое, законсервировать, сделать абсолютом. И поэтому разум стремится пустить всё лежащее без дела в ход, в движение, понять мир и человека в их развитии и взамопревращении. Так что: рассудок - статичен, а разум - динамичен. Рассудок - это многообразие единичного внутри единого целого. Разум - единство многообразного, связывание частей в целое. Рассудок дискретен. Разум континуален. Рассудок мыслит дихотомиями, диадами, противопоставлениями. Разум ищет и находит связь между дихотомиями, между противоположностями, т.е. мыслит триадами. В триаде одно из звеньев объединяет (связывает) остальные звенья. Рассудок и разум происходят из общего основания - мудрости. Мудрость есть результативный процесс сознательного мышления, приводящего к пониманию и объяснению. Если мы поняли что-то новое, сложное для себя, и смогли своё понимание объяснить другим людям, значит мы и эти люди немного умудрились новым опытом. Яркими представителем рассудочного мышления был Кант. Ярким представителем разумного, диалектического мышления - Гегель. Рассудок часто конфликтует с разумом, а разум - с рассудком. Более или менее гармоничные отношения между ними возникают с помощью рефлексии, рефлексивной мыслительной деятельности. Оно, учитывая достоинства как рассудка, так и разума, приводит их к слаженному взаимодействию. Рефлексия обращает разум к рассудку и, тем самым, мирит рассудок с разумом. Таким образом, рефлексия есть нечто сверх-рассудочное и сверх-разумное, то, что объединяет разум с рассудком и ещё более умудряет уже имеющуюся в наличии мудрость новым опытом. Рефлексивный способ мышления и понимания состоит в том, чтобы находить проявленные противоположности в некоем основании (лоне), в котором они зародились, созрели и из которого они вышли, родились, проявились. Но этого мало. Рефлексивность состоит ещё и в том, чтобы найти тот синтез проявленных противоположностей, внутрь которого они вместе уходят, и внутри которого создают что-то новое - новые семена или зародыши будущих новых проявляющихся противоположностей. Проще говоря, рефлексивное мышление - это мышление, использующее тетраэдрический формализм. Возьмите, например, Фрейда, который всё расчленял на три части (Оно, Я, Сверх-Я), и возьмите его ученика - Юнга, который стал применять в своих теоретических построениях кватерность, т.е. тетрадичность, или, как некоторые говорят, четверицу. Форму рефлексивного мышления можно изобразить в линейном виде, как: Но лучше изобразить её на плоскости в виде тетрады, или в объёме - в виде тетраэдра. Содержанием этой формы может быть то, о чём мы думаем. Каждый может вложить свой смысл в эту форму рефлексивного мышления, или оформить свои мысли с помощью такой формы. Относительно рассудка и разума, морали и нравственности я оформляю свои мысли следующим образом:
Естественно, отделение сенсорики от моторики не должно приводить к мысли, что сенсорика работает сама по себе, отдельно от моторики, а моторика - сама по себе, отдельно от сенсорики. Противоположности - это полюса одного целого, континуума, как Северный и Южный полюс Земли. Плюс без минуса и минус без плюса - абстракции. Реально же они находятся во взаимодействии, которое есть электрический ток. (Поэтому я смотрю с большим сомнением на призывы многих психологов позитивно мыслить, отбросив все негативные мысли, и действовать уверенно, отвергнув всякие сомнения. Так ведь можно видеть всё исключительно в розовом свете, и не изобретая вариантов, выбрав сдуру один из двух, одинаково плохих, шагнуть сослепу в пропасть.) Теперь приложим вышесказанное к проблеме соотношения морали и нравственности. Лучше это сделать, сопоставив вторые уровни разных психосфер и сравнив их между собой. Только, понятно, сделать это придётся в линейной форме. Первое звено тетрады будет основанием (целостной работой мозга), второе звено - тезисом (сенсорикой), третье - антитезисом (моторикой), а четвёртое - опять целостной работой мозга, слаженной работой сенсорики и моторики на новом уровне. Управление - Право - Политика - Признание 7(Spiritus) Дисциплина - Мораль - Нравственность - Выбор 6(Psyche) Познание - Знание - Понятие - Осознание 5(Logos) Практика - Обычай - Мода - Ценность 4(Socium) Переживание - Мнение - Настроение - Доверие 3(Anima) Опыт - Память - Представление - Внимание 2(Animus) Жизнь - Сохранение - Воспроизведение - Интерес 1(Animum) Попробуйте мысленно связать между собой понятия в каждой колонке. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|