|
А что за текстом? Психолингвистические особенности конкурентоспособности психологов-консультантовАвтор статьи: Абросимова Юлия Александровна
А ЧТО ЗА ТЕКСТОМ? ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ Конкурентоспособность личности специалиста как значимая профессиональная характеристика все чаще привлекает внимание исследователей. Вопросы формирования конкурентоспособной личности вызывают интерес в научной среде уже с середины 90-х гг. прошлого века. Значительный вклад в изучение условий формирования конкурентоспособности личности внесли В.И.Андреев, В.С.Безрукова, А.П.Беляева, Л.М.Митина, А.И.Субетто, Ю.К.Чернова, В.В.Щипанов и другие [5]. Л.М.Митина рассматривает конкурентоспособностьличности как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих выпускнику быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой. Положения указанной концепции нашли отражение в психолого-педагогических исследованиях, где конкурентоспособность определяется как комплексное свойство, имеющее свои ресурсы, - возраст, психофизическое здоровье, внешность, способности, уровень интеллекта, запас энергии; а также – нравственные аспекты (систему ценностей, верований, личных ограничений). [7] Н.К.Нуриев выделяет в качестве основных составляющих конкурентоспосбности специалиста: 1. Профессиональную компетентность, соответствие стандартам ЗУН на уровне, достаточном для решения профессиональных задач; 2. Набор специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, обеспечивает эффективное решение проблем в этой сфере деятельности [8]. Одной из существенных специальных способностей в составе конкурентоспособности является самопрезентация как способность к позиционированию себя и самоподача специалиста. Данная способность проявляется в его умении выделять свою целевую аудиторию, обращаться к нуждам потенциальных клиентов, подчеркивать свою уникальность, определить и конгруэнтно транслировать свою профессиональную позицию, соблюдать правила дистанционного общения (нейтральность, конфиденциальность, самораскрытие), владении устным и печатным словом, мотивирующей речи и ряде других признаков [9]. Таким образом, конкурентоспособным длительное время может быть лишь человек, занимающийся любимым делом, приносящим ему удовольствие и удовлетворение, умеющий извлекать прибыль из своих профессиональных способностей, быть полезным социуму. Поэтому для специалиста важно развить не только профессионализм, но и социально-психологические, нравственные характеристики, умение сотрудничать и отвечать запросам общества, а в целом умением выстраивать гармоничные взаимоотношения с миром. Самопрезентация психолога-консультанта в сети интернет в ее текстовом и аудио-визуальном воплощении является одной из актуальных тем профессиональных дискуссий практикующих психологов. На данный момент существует множество специализированных интернет-ресурсов, позволяющих психологам и клиентам находить друг друга для консультирования в онлайн и очном формате. От того, насколько понятными и мотивирующими являются онлайн-обращения специалиста к своим потенциальным клиентам, во многом зависит его объем клиентской базы и дальнейшее профессиональное развитие. На данный момент процессы экстериоризации образа "я" в самопрезентации психологов-консультантов в сети интернет мало исследованы [6], и поэтому выбор способов обращения к читателям профессиональных психологических сайтов, в том числе содержания текстовых сообщений, осуществляется специалистами во многом интуитивно. Поскольку формат онлайн-коммуникации ограничивает возможные каналы получения информации о специалисте, то представление о нем в обыденном сознании бывает односторонним и неполным, что затрудняет адекватный выбор клиентами консультанта. Методологической основой данного исследования являются классические положения отечественной социальной психологии, культурно-исторический и психосемиотический подходы, реализуемые в социально-перцептивной теории (A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, Г.А. Глотова, Е.В. Емельянова, В.Н. Куницына, А.Р. Лурия и др.), в психологии и методологии социального познания (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Г Ковалев, A.B. Петровский и др.), в концепциях психосемантики (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев) и психолингвистики (А.А.Леонтьев, В.И.Шалак). Особенности виртуальной самопрезентации психологов-консультантов с различной конкурентоспособностью, проявляющиеся в текстовых сообщениях о себе, стали предметом психолингвистического исследования, проведенного на материале профайлов русскоязычных специалистов различных категорий конкурентоспособности на международном профессиональном портале для практикующих психологов и клиентов. Был проведен анализ продуктов рекламно-информационной деятельности 260 психологов-консультантов в возрасте от 25 до 62 лет, из них 180 женщин и 80 мужчин. Параметры конкурентоспособности варьировались в следующих диапазонах: время размещения на международном сайте - от 2 месяцев до 4 лет, количество клиентов, привлеченных за период размещения - от 0 до 75 чел. После получения информации о психологе-консультанте, каждый специалист был отнесен в категорию, отражающую его конкурентоспособность, по количеству обратившихся к нему клиентов и длительности пребывания на международном сайте практикующих психологов: до 5 человек, до 10 человек, до 20 человек и более 20 человек, время пребывания до 1 года (период адаптации), от 1 года до 2-х лет (период формирования авторитета и статуса специалиста на информационном ресурсе) и свыше 2-х лет (стадия использования уже сформировавшегося имиджа специалиста). В качестве методов исследования использовались Психолингвистическая экспертная система ВААЛ [11] для контент-анализа текстов и сбор статистики клиентских обращений к психологам-консультантам. Анализ результатов исследования осуществлялся на основе методов математической статистики, а именно корреляционного анализа Пирсона. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета IBM SPSS Statistics 20.
Сводные данные по результатам контент-анализа программой ВААЛ представлены в таблице:
Таким образом, с ростом конкурентоспособности во всех категориях психологов-консультантов снижается выраженность аффилятивных мотивов и повышается уровень показателя силы в текстах их самопрезентаций. Данная закономерность может объясняться снижением значимости внешней поддержки и повышением уверенности в себе у конкурентоспособных специалистов. Наиболее выражена связь конкурентоспособности с показателем мотива аффиляции у психологов консультантов, работающих менее года и от 1 до 2 лет. На данных этапах важна эмоциональная поддержка и получение информации, характеризующиеся взаимным принятием и стремлением к взаимосвязи. Визуальные образы менее значимы для психологов консультантов, находящихся на сайте более 2-х лет, что возможно связано с угасанием интереса к визуальной информации о клиенте и превалированием анализа текстовых сообщений в онлайн-консультировании. Наиболее выражено у психологов консультантов, находившихся на сайте менее года, избегание упоминаний о смерти: психологи на данном этапе своей практики консультирования как правило стремятся не затрагивать экзистенциальные вопросы, связанные с суицидальным риском. Наибольший прирост показателя "слабый-сильный" у психологов- консультантов, позиционирующихся в сети менее года, можно объяснить тем, что для находящихся в стадии адаптации специалистов данный показатель связан с необходимостью роста уверенности в своих силах. Анализ полученных данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона в статиcтической программе SPSS позволил обнаружить ряд закономерностей, свойственных психологам-консультантам по мере роста их конкурентоспособности в каждой из выше обозначенных категорий. В частности, у психологов-консультантов, находящихся на сайте до 1 года, наблюдается более значимые показатели взаимосвязи конкурентоспособности со следующими характеристиками их виртуальной текстовой самопрезентации: самоконтроль (0,994, р 0,01), деятельность (0,997, р 0,01), подвижность (0,996, р 0,01), активность (0,993, р 0,01) и бодрость (0,992, р 0,01). Данная тенденция может объясняться тем, что начинающие психологи-консультанты следят за своим поведением и деятельностью, чтобы соответствовать усвоенным профессиональным требованиям и поставленным целям, на стадии адаптации к работе в виртуальном пространстве они проявляют интерес, инициативность, эмоциональность, включенность в деятельность. Менее значимые показатели взаимосвязи с конкурентоспособностью: грамматическая сложность текста (-0,963, р 0,05), агрессивность (-0,989, р 0,05) и радость (-0,962, р 0,05). Психолог, онлайн-консультирующий до 1 года, в меньшей степени задумывается над сложными конструкциями текста и присутствием в нем признаков эмоций (агрессивности, радости). Как правило профайлы начинающих консультантов пишутся достаточно формально, по аналогии с резюме о приеме на работу, в них редко встречаются личные обращения к потенциальному клиенту и проявления эмоций. У психологов-консультантов, находящихся на сайте от 1 до 2 лет, наблюдаются более значимые показатели взаимосвязи конкурентоспособности со следующими характеристиками: средняя длина слов (-0,993, р 0,01), шкала сильный - слабый (0,996, р 0,01). Это свидетельствуют о тенденции к упрощению текста для восприятия читателями и развитии способности оказывать влияние на людей, в том числе на себя, в процессе виртуальной самопрезентации. Менее значимые показатели взаимосвязи с конкурентоспособностью: мотив аффиляции (-0,971, р 0,05), констатация информации(-0,977, р 0,05), слуховой анализ (-0,976, р 0,05), психоаналитическая символика смерти (-0,962, р 0,05), деятельность (0,981, р 0,05), такие оценки текста как мужественный (0,964, р 0,05), прекрасный (0,968, р 0,05), яркий (0,963, р 0,05). Специалист на данной стадии самопрезентации на информационном ресурсе позиционирует себя как более уверенного в своих силах, отчетливо обозначает свою профессиональную позицию в самоописаниях, развивает в себе способность слушать и анализировать полученную информацию, избегает упоминаний о смерти, фактор принятия окружающими для него не так важен как на предыдущем этапе адаптации. У психологов-консультантов, находящихся на сайте в течение 2-х и более лет, наблюдается значимый показатель взаимосвязи конкурентоспособности с оценками текста по шкале "простой - сложный" (0,997, р 0,01). Психолог, позиционирующийся в виртуальном пространстве свыше 2-х лет, обладает уже достаточно сформированным имиджем профессионала, чтобы затрагивать сложные темы в своих сообщениях и при этом находить понимание аудитории. Менее значимы для психологов данной категории показатели взаимосвязи конкурентоспособности с характеристиками: средняя длина слова (-0,963, р 0,05), средняя длина предложения (0,987, р 0,05), аффиляция (-0,958, р 0,05), зрительная трансляция (0,964, р 0,05), ретрансляция (-0,989, р 0,05), смерть (0,960, р 0,05), необычность (0,977, р 0,05), сила (0,964, р 0,05), храбрость (0,963, р 0,05). С увеличением опыта работы на интернет-ресурсах, у психологов-консультантов развивается независимость, уверенность в своих силах, снижаются стремление получать поддержку общества, потребность в общении, меньше внимания уделяется доходчивости письменной речи, формируется свой индивидуальный стиль профессиональной онлайн-деятельности. Он не избегает упоминаний о смерти, поскольку знает как профессионально вести себя в ситуациях экзистенциальных кризисов и суицидального риска. Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования психолингвистических особенностей виртуального имиджа психологов-консультантов с различной конкурентоспособностью показал, что с ростом конкурентоспособности во всех категориях психологов-консультантов снижается выраженность мотивов аффиляции и повышается уровень показателя силы в текстах их самопрезентаций. Данная закономерность может объясняться снижением значимости внешней поддержки и повышением уверенности в себе у конкурентоспособных специалистов. Результаты данного исследования могут быть использованы в психологическом просвещении, в формировании эффективных стратегий продвижения специалиста в интернет-пространстве и подготовке текстовых презентационных материалов. На основании проведенного исследования основными рекомендациями по виртуальной текстовой самопрезентации психологов-консультантов могут быть следующие. Для повышения обращаемости клиентов после прочтения профайла специалиста ему необходимо использовать меньше сослагательных наклонений в своих текстах, что ассоциируется с низким показателем силы, не избегать упоминания об экзистенциальных проблемах (символика смерти) и не запрашивать поддержки своего мнения читателем (показатель выраженной аффиляции), вместо этого предлагая помощь в решении конкретных психологических проблем и задач. В качестве дальнейших перспектив данного исследования планируется провести сопоставительный анализ текстовой коммуникации с клиентами в формате демо-сеансов и статей у психологов-консультантов с различной конкурентоспособностью, с целью определить оптимальные социально-психологические характеристики данной коммуникации, повышающие конкурентоспособность специалиста, позиционирующегося на интернет-ресурсах.
Литература 1. Абрамова Г.С. Практическая психология - М.: Деловая книга, 1997. – 368 с. 2. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога – М.: Академия Естествознания, 2009. – 219 с. 3. Васищева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии / А.В. Васищева, А.В. Ненашева// Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 311-317. 4. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие . – М. : Издатель¬ство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с. 5. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности. Монография. М.: Изд.-во МГОУ, 2008.- 440с. 6. Елисеева О.О. Образ психолога в современной России / Вестник ПТСТГУ, IV: Педагогика. Психология, 2011. Вып. 2 (21). С. 103-113. 7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: НПО « МОДЭК », 2002. - 400с. 8. Нуриев Н.К. Диагностика уровня конкурентоспособности специалиста. - Educational Technology & Society 8(1) 2005 ISSN 1436-4522, p. 201-204.
Данный текст составлен на основе статей: Абросимова Ю.А. Психолингвистические особенности виртуальной самопрезентации психологов-консультантов // Материалы Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные вопросы образования и науки". - Тамбов, 2013. Абросимова Ю.А. Влияние психолингвистических особенностей виртуальной самопрезентации на конкурентоспособность психологов-консультантов // Материалы Международной заочной научно-практической конференции "Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физике". - Спб, 2013.
Более подробные данные по каждой категории психологов-консультантов можно запросить у меня через [email protected]
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|