По горячим следам уходящего года. Размышления детского психотерапевта.
Не воспитывайте своих детей, а помогайте им расти.
Не будет оригинальным подвести итоги моей психотерапевтической работы с детьми в 2013 году и выделить на основе этого типичные ошибки воспитания любящих родителей. То есть тех родителей, которые действительно хотят вложить в своих детей многое возможное и, к сожалению, иногда ненужное и невозможное. Большинство родителей любят своих детей, некоторые - души не чают, некоторые – любят, но не знают, как проявить свою любовь. Не забывайте, что детский психолог в своей работе всегда остается на стороне ребенка. То есть дает рекомендации с точки зрения того, что лучше для ребенка, а что может нанести ему вред. Эти советы не всегда совпадают с мнением родителей, поэтому у них всегда остается выбор. Психолог рекомендует, а родители выбирают, следовать этим рекомендациям или нет. К нам на консультацию родители приходят с детьми самого разного возраста, возрастной диапазон этого года - от 3 до 17 лет. Подростки – самые редкие гости в кабинете психолога. Общая проблема, независимая от возраста – это истощение нервной системы, ослабленное здоровье вследствие злоупотребления пользованием компьютером, телевизором и другими чудесами научно-технического прогресса. Многие дети выглядят перевозбужденными, и на этом фоне проявляются другие проблемы - нарушения поведения, плаксивость, капризность, замкнутость, снижение учебной мотивации, страхи, ночные и дневные кошмары. Типичными проблемами дошкольного и младшего школьного возраста являются: педагогическая запущенность, вседозволенность или воспитание по типу “кумира семьи”, завышенные требования к ребенку и его успеваемости.
Педагогическая запущенность. Развитию ребенка в семье уделяется недостаточно внимания, дети по возрастным нормам отстают от своих сверстников и, соответственно, идут в школу, не имея достаточных навыков письма, чтения, саморегуляции. Всему виной - попустительский стиль воспитания.
Воспитание по типу “кумира семьи”. На сегодняшний день все больше детей, которых можно назвать манипуляторами или детьми без границ. Это дети, которым позволено многое, если не всё, которые имеют всё и ничего не хотят, дети, которые устали от этой вседозволенности. Попробуйте выиграть у такого ребенка в крестики-нолики и вы увидите агрессию, высокомерие и отрицание своего проигрыша. Дети без границ не умеют проигрывать и допускать ошибки. Они хотят быть королями, директорами и властелинами мира в одном лице.
Завышенные требования к ребенку и его успеваемости. Позиция родителей в такой ситуации выглядит так - мой ребенок должен быть таким, чтобы я мог им гордиться, везде должен быть первым и никогда не ошибаться. Такие ожидания взрослых делают многих детей беспомощными и слабыми вне семьи. Дети становятся тревожными, напряженными, неуверенными. У них как будто нет права быть такими как все, но всегда - только лучшими. Это тяжелый груз, который навешивают на ребенка сами родители. Подобные воспитательные установки напрямую связаны с существованием особого контингента детей, которых я бы назвала дети-жертвы форсированного(ускоренного) обучения - быстрее, умнее, лучше. Жизнь таких детей с ранних лет напоминает суету и безумную гонку. Много дополнительных занятий, секций, курсов и ни минуты времени на игру, которая является ведущей деятельностью для развития ребенка с 3 до 6 лет. Некоторые из них оказываются в 6 лет в первом классе, не обладая достаточной психологической, а иногда и просто интеллектуальной готовностью к обучению. Все, что у них есть – это нетерпение и амбиции родителей. Отдельная проблема для Молдовы – проблема двуязычия. Часть русскоязычных родителей только на основании своих страхов за будущее отдают ребенка в чужую языковую среду, где он может замкнуться или стать агрессивным вследствие психологического дискомфорта. На мой взгляд, ребенок должен обучаться на родном языке, и если он интеллектуально развит, то ему не составит труда выучить и другие языки. Страх родителей и отсутствие собственного владения другим языком приводит иногда к абсурдным ситуациям. Например, ребенок плохо говорит на русском языке, а уже обучается румынскому и английскому языку. Или школьник угрожающе отстает по основным предметам, но ходит на курсы языков. “Популярной” темой становится обсуждение вопроса о том, почему родители спят со своими детьми отнюдь не грудничкового возраста, хотя это недопустимо с психологической точки зрения. Мы пытаемся донести это на консультациях, но тут бессознательно вступают в спор собственные психологические проблемы родителей. Именно такие дети более инфантильны в своем эмоциональном развитии, не уверены в обществе, предрасположены к страхам. Постоянной проблемой для обсуждения является также обострение психического состояния ребенка в связи с рождением сестры или брата, разводом родителей. В таких ситуациях всегда желательно психологическое сопровождение ребенка.
Таким образом, большинство проблем связано чаще всего с эмоциональной незрелостью детей, несмотря на их интеллектуальное развитие, соответствующее возрасту. Необходимо еще раз подчеркнуть, что психическое здоровье ребенка напрямую зависит от психологического благополучия родителей и их интуитивно правильного сопровождения развития своего ребенка.
В преддверии новогодних праздников по опыту прошлых лет хочется обратить внимание, что после этих праздничных дней возрастает число обращений к детскому психологу по причине изменившегося поведения ребенка, появления истерик, капризов, слез без видимых причин. Ответ достаточно прост - дети на две недели превращаются для родителей или во что-то мешающее отдыхать, или в центр Вселенной, которому наконец можно уделить много внимания. Как следствие - нарушается режим, дети перевозбуждены из-за частых гостей, разных людей и большого количества событий, подарков, практически бесконтрольного доступа к чудесам научно-технического прогресса. Всего вышеперечисленного намного больше, чем может воспринять детская психика.
Дорогие родители! По возможности соблюдайте установленный для ребенка режим, чередуйте праздничные мероприятия со спокойным отдыхом и занятиями. Больше гуляйте и общайтесь со своим детьми, ведь они слишком быстро растут и можно просто не успеть! Мною сделана попытка лишь очертить контуры существующих проблем. Но в каждой семье и у каждого ребенка есть своя история и свой перечень трудностей и успехов, поражений и побед.
С любовью и благодарностью посвящаю эту статью моим подопечным – Егору большому и маленькому, Санду, Давиду, Асаду, Ариночке, Саше, Анне и Владе, Варваре, Полиночке, Никите и всем другим, с кем я имела радость общаться.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.