Диалог как форма бытия в терапии

Диалог как форма бытия в терапии

      Диалог (наравне с теорией поля и феноменологией) по праву можно считать одним из «китов», на которых зиждется гештальт-терапия. И прежде, чем  обнажить суть дилогического способа взаимодействия терапевта с клиентом, скажем несколько слов о двух других китах. Такой подход, надеемся, будет и логичен и оправдан.

      Итак, феноменология. В ней терапевту, чтобы быть терапевтом (а не сыщиком, озабоченным поиском истины и виновного), важно сосредоточиться на описании феноменов (того, что происходит с клиентом во время сессии), а никак не на интерпретации. Если у клиента увлажнились глаза или он активно начал манипулировать обручальным кольцом, то снимая, то снова возвращая его на место, обратите его внимание на эти феномены – пусть он сам скажет, что они значат. Терапевт этого знать наверняка не может, хотя и в силу своего опыта может с высокой долей вероятности предполагать «правильные» причины.

       В потоке феноменов оказывается все важно. И не терапевт решает, что важно, а что не важно – это задача клиента. В русле данного подхода клиенту делегируется большая степень свободы выбора приоритетов, на которых и будет сосредоточена терапия. Приоритетность здесь выстраивается незамысловатым образом – как правило, индивидом удовлетворяется наиболее актуальная потребность, причем не самая этическая и не высшая в культуре. Заметить ее можно в ходе сессии по телесным, невербальным проявлениям. И если клиент свою актуальную потребность не вполне осознает, то задача терапевта обратить его внимание на знаки (маркеры), которыми она манифестирует о себе.

       Теперь о теории поля. Как известно, ни один живущий на Земле человек не самодостаточен. Он рожден своими родителями, вырос и стал человеком благодаря многочисленным контактам с представителями рода человеческого. Т.е. он может существовать только в среде, вместе с которой в каждый момент составляет единое целостное поле. И тогда его поведение может рассматриваться как  функция этого поля. Это поведение (активность или пассивность, а также их сочетания) определяется природой отношений между индивидом и его средой. (Частный случай поведения – взаимодействие клиента и терапевта в условиях терапевтической сессии).

        Если отношения взаимно удовлетворят обе стороны процесса, такое поведение принято считать нормальным. Если присутствуют неоправданно частые или вовсе не разрешимые конфликтны, то поведение человека будет определяться, как ненормальное. При этом среда не создает индивида, как и индивид не создает среду. Здесь уместно говорить о той или иной степени влияния и даже имманентности поля. И среда, и индивид являются тем, что они есть, со своим определенным характером, благодаря своим отношениям друг к другу и к целому.

        Заметим, что в последнее время в среде практикующих гештальт-терапевтов все большее внимание придается значимости фона, отнюдь не в ущерб актуальности фигуры (приоритетной потребности). Ну, согласитесь, как можно, рассматривая  контакт как психологический феномен отношений между людьми, умалять значимость фона, как средство поддержки  и опоры для индивида. Например, силы его убеждений и силы духа в целом как принадлежности к определенным ценностям.

        Диалог. Если коротко, то общение с клиентом первично, все остальное для терапевта не должно существовать, поскольку включенность (и только она) в диалогические отношения дает возможность проявиться всему, что было скрыто, возникнуть всему тому, что может возникнуть и пойти на пользу терапии. Иными словами, диалог – это и плодородная почва, дающая всходы, и живительная влага и солнечный свет…

        Эмоционально-чувственное состояние терапевта на сессии с клиентом близко к эмпатии. Он проявляет заинтересованное присутствие, оставаясь, если так можно выразиться, в «собственной шкуре», сохраняя терапевтическую объективность.

        Терапевту невозможно стать в позицию клиента, да и задачи такой у него нет. И здесь, как представляется, в который раз стоит отметить, что диалог с клиентом строится в парадигме «субъект-субъектных» отношений, где за каждой из сторон сохранятся право на автономию,  а также на свободу выражения мыслей, чувств и действий. Другое дело – работа, например, с клиентами психотического склада, испытывающими особые, тяжелые переживания. В этом состоянии их восприятие реальности искажено, а возможность «видеть» Другого (в частности, терапевта) может быть полностью исключена.  



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Важно ли удерживать внимание на одной фигуре в терапевтической сессии?
  • Действия терапевта при обесценивании клиентом.
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Воображаемый диалог Психолога с несостоявшимся Клиентом.
  • Работа гештальт-терапевта с отношениями (Ревизия отношений ч.3)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Психологическое присутствие терапевта первично по отношению к содержанию терапии
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Слияние у терапевта и клиента
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Важно говорить на одном языке с клиентом
  • Как важно говорить на одном языке. Особенно с клиентом.
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Что может быть важно ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь