|
Истероидная личность ( литературный пример)Автор статьи: Гульнара Павлова
В произведениях Николая Васильевича Гоголя представлено очень большое разнообразие человеческих характеров. Например, в комедии "Ревизор" собран просто букет разнообразных характеров, которые мы встречаем и в нашей реальной жизни, и в психологической практике.Одним из ярких представителей, например, демонстративной ( истероидной, актерской) личности является Хлестаков. Попробуем взглянуть на него с точки зрения психодиагноста. Вот как описывает его автор: «Молодой человек лет 23, тоненький, худой, несколько приглуповат и, как говорят, "без царя в голове". Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, слова вылетают, совершенно неожиданно…Одет по моде.» Его истерическая сущность видна в его поведении, манере говорить, в преувеличенном выражении чувств, мимики, жестах и тоне. Он не может долго находиться в одной позе, часто меняет её. Вот как говорит Гоголь: Ему просто необходимо создавать о себе впечатление, как о важном господине из Петербурга, а на самом деле, как говорит его слуга Осип: « Добро было бы в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! Батюшка присылает денежки, чем бы их попридержать- и куды! пошёл кутить: ездит на извозчике,… в театр билеты», а через неделю ничего не остаётся. Он живёт сегодняшним днём, а что будет через несколько дней и не думает, «иной раз всё до последней рубашки спустит». Ему бы только получать удовольствие, работа для него, как неприятная необходимость, «делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идёт гулять по прошпекту, в картишки играет». Интересно, что слуга говорит о нём, как будто о ребёнке. Это инфантильный молодой человек. «Не посмотрел бы, что ты чиновник, а поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался». Хлестаков не просто любит привлекать к себе внимание, требует, чтобы о нём все заботились, при этом ведёт себя так, что люди не могут ему отказать. Например, в гостинице, где он жил две недели и копейки не платил, его продолжают кормить, а он ещё и не доволен, как его обслуживают. Легко впадает в гнев, однако, по сути, труслив. Он использует любую возможность представить себя с наилучшей стороны, смущение ему чуждо, повышенный интерес со стороны принимает с величайшим удовольствием. Он даже не сразу понял, что его приняли за другого человека, очень важного ревизора из столицы. Для него характерна театральность, лживость. Хлестакову необходимо, чтобы о нём говорили, и для достижения этого он не брезгует никакими средствами. Его фантазия уносит его в такие высоты, что он теряет связь с реальностью. Ложь его не знает границ : «С Пушкиным на дружеской ноге… приняли даже за главнокомандующего… Моих много сочинений есть: "Женитьба Фигаро", "Роберт – Дьявол", "Норма"… Я признаюсь, литературой существую,… у меня дом первый в Петербурге…, в семьсот рублей арбуз…суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Он и с послами играет в вист, «графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…, даже на конвертах пишут: «Ваше превосходительство»…, меня сам государственный совет боится». Такая по – детски богатая и необузданная фантазия, хвастовство в его характере. Сам, увлекаясь своей ложью, он забывает, что это ложь, главное блеснуть , поразить собеседников. Он не способен заранее обдумать свою речь, поведение, что ставит его на грань разоблачения. Однако он не теряется в таких ситуациях и выкручивается виртуозно, заставляя окружающих верить ему. Например, когда Мария Антоновна замечает, что «Юрий Милославский» написано г. Загоскиным (Хлестакова уличили во лжи), он легко выкрутился: «Ах, да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой…». Даже страх быть разоблачённым не удерживает его от лжи. Он манипулирует людьми бесхитростно, так как они позволяют ему это делать. У всех чиновников собрал себе («одолжил») более 1,5 тысяч рублей. И когда даже его слуга Осип уже давно догадался, что их приняли за других, и предложил ему поскорее уносить ноги, Хлестаков не может отказаться от всей этой роскоши и внимания, он не может себе позволить думать о плохом и хочет максимально здесь и сейчас наслаждаться тем, что ему дают. Его эмоциональная жизнь капризно неустойчивая, чувства поверхностные, привязанности непрочны, интересы неглубокие. Он обожает еду, карты, алкоголь и женщин. У него не рождаются глубокие чувства, он способен только волочиться. Ему без разницы мать или дочь. Сначала он ухлёстывает за дочерью Городничего, ублажает её комплиментами и похвалами, затем переходит к активным ухаживаниям: трогает, целует, признаётся в любви. Затем также рьяно волочится за её матерью, женой Городничего и просит её руки. В результате ссорит мать и дочь и обещает жениться на дочери, чтобы избежать последствий конфликта. У него поверхностные представления о людях: дал ему денег, значит хороший человек. Ему нет дела до жалующихся купцов, женщин, несправедливо обиженных властью. Всё это его персоны не касается. И даже тех людей, которые его так хорошо приняли, он просто использует. Тут же пишет письмо журналисту Тряпичкину письмо, « пусть-ка он их общёлкает хорошенько». В письме он открыто издевается над всеми, поднимает их на смех. Он искатель приключений и лёгкого времяпровождения, то что требует упорства и настойчивости – не для него. Слово «надо» нет в его обиходе. Он избегает ответственности, любит деньги. В разговоре всё время присутствует слово «Я», а также слова с преувеличенным оттенком: шикарно, превосходно. Окружающие говорят о нём «душечка», «миленький». Он легко пускает пыль в глаза, кажется широко образованным, обладая только поверхностными знаниями. Его силы воли хватает только на то, чтобы добиться легкой жизни, известности. Самооценка Хлестакова далека от реальной действительности. Ганнушкин называет это «отсутствием объективной правды как по отношению к самому себе, так и к другим». Горьким оказывается прозрение горожан. Они никак не могут понять, как такому человеку удалось обвести их вокруг пальца., одурачить и сделать из них посмешище: « Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Просто было очень мало времени, чтобы раскусить Хлестакова. Обычно окружающие всё таки быстро понимают , что у демонстративных личностей интерес и чувства неглубокие, а отношения поверхностные и недолговечные. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|