Истероидная личность ( литературный пример)

Автор статьи: Гульнара Павлова

Истероидная личность  литературный пример 

 

     В произведениях Николая Васильевича Гоголя представлено очень большое разнообразие человеческих характеров. Например, в комедии "Ревизор" собран просто букет разнообразных характеров, которые мы встречаем и в нашей реальной  жизни, и в психологической практике.Одним из ярких  представителей, например, демонстративной ( истероидной, актерской) личности  является Хлестаков. Попробуем взглянуть на него с точки зрения психодиагноста.

     Вот как описывает его автор: «Молодой человек лет 23, тоненький, худой, несколько приглуповат и, как говорят, "без царя в голове". Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, слова вылетают, совершенно неожиданно…Одет по моде.»

     Его истерическая сущность видна в его поведении, манере говорить, в преувеличенном выражении чувств, мимики, жестах и тоне. Он не может долго находиться в одной позе, часто меняет её. Вот как говорит Гоголь:
« ходит и разнообразно сжимает свои губы», меняет тембр голоса резко от громкого до тихого просительного, «насвистывает сначала у «Роберта», потом «Не шей ты мне, матушка», наконец ни сё ни то», «прихлопывает в ладоши, подпрыгивая на стуле», «потирает руки и подшаркивает ножкой», только что трясся от испуга и уже через минуту «стучит по столу», угрожая и т.п. Очень любит хорошо выглядеть, модно одеваться, чтобы производить впечатление. «Так хочется есть, как никогда не хотелось. Разве из платья, что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли продать? Нет. Уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме… в карете, подкатить этаким чёртом… под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы я воображаю, все переполошились…».

     Ему просто необходимо создавать о себе впечатление, как о важном господине из Петербурга, а на самом деле, как говорит его слуга Осип: « Добро было бы в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! Батюшка присылает денежки, чем бы их попридержать- и куды! пошёл кутить: ездит на извозчике,… в театр билеты», а через неделю ничего не остаётся. Он живёт сегодняшним днём, а что будет через несколько дней и не думает, «иной раз всё до последней рубашки спустит». Ему бы только получать удовольствие, работа для него, как неприятная необходимость, «делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идёт гулять по прошпекту, в картишки играет». Интересно, что слуга говорит о нём, как будто о ребёнке. Это инфантильный молодой человек. «Не посмотрел бы, что ты чиновник, а поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался».

     Хлестаков не просто любит привлекать к себе внимание, требует, чтобы о нём все заботились, при этом ведёт себя так, что люди не могут ему отказать. Например, в гостинице, где он жил две недели и копейки не платил, его продолжают кормить, а он ещё и не доволен, как его обслуживают. Легко впадает в гнев, однако, по сути, труслив. Он использует любую возможность представить себя с наилучшей стороны, смущение ему чуждо, повышенный интерес со стороны принимает с величайшим удовольствием. Он даже не сразу понял, что его приняли за другого человека, очень важного ревизора из столицы.

     Для него характерна театральность, лживость. Хлестакову необходимо, чтобы о нём говорили, и для достижения этого он не брезгует никакими средствами. Его фантазия уносит его в такие высоты, что он теряет связь с реальностью. Ложь его не знает границ : «С Пушкиным на дружеской ноге… приняли даже за главнокомандующего… Моих много сочинений есть: "Женитьба Фигаро", "Роберт – Дьявол", "Норма"… Я признаюсь, литературой существую,… у меня дом первый в Петербурге…, в семьсот рублей арбуз…суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа». Он и с послами играет в вист, «графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…, даже на конвертах пишут: «Ваше превосходительство»…, меня сам государственный совет боится». Такая по – детски богатая и необузданная фантазия, хвастовство в его характере. Сам, увлекаясь своей ложью, он забывает, что это ложь, главное блеснуть , поразить собеседников. Он не способен заранее обдумать свою речь, поведение, что ставит его на грань разоблачения. Однако он не теряется в таких ситуациях и выкручивается виртуозно, заставляя окружающих верить ему. Например, когда Мария Антоновна замечает, что «Юрий Милославский» написано г. Загоскиным (Хлестакова уличили во лжи), он легко выкрутился: «Ах, да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой…». Даже страх быть разоблачённым не удерживает его от лжи.

      Он манипулирует людьми бесхитростно, так как они позволяют ему это делать. У всех чиновников собрал себе («одолжил») более 1,5 тысяч рублей. И когда даже его слуга Осип уже давно догадался, что их приняли за других, и предложил ему поскорее уносить ноги, Хлестаков не может отказаться от всей этой роскоши и внимания, он не может себе позволить думать о плохом и хочет максимально здесь и сейчас наслаждаться тем, что ему дают.

     Его эмоциональная жизнь капризно неустойчивая, чувства поверхностные, привязанности непрочны, интересы неглубокие. Он обожает еду, карты, алкоголь и женщин. У него не рождаются глубокие чувства, он способен только волочиться. Ему без разницы мать или дочь. Сначала он ухлёстывает за дочерью Городничего, ублажает её комплиментами и похвалами, затем переходит к активным ухаживаниям: трогает, целует, признаётся в любви. Затем также рьяно волочится за её матерью, женой Городничего и просит её руки. В результате ссорит мать и дочь и обещает жениться на дочери, чтобы избежать последствий конфликта.

     У него поверхностные представления о людях: дал ему денег, значит хороший человек. Ему нет дела до жалующихся купцов, женщин, несправедливо обиженных властью. Всё это его персоны не касается. И даже тех людей, которые его так хорошо приняли, он просто использует. Тут же пишет письмо журналисту Тряпичкину письмо, « пусть-ка он их общёлкает хорошенько». В письме он открыто издевается над всеми, поднимает их на смех.

     Он искатель приключений и лёгкого времяпровождения, то что требует упорства и настойчивости – не для него. Слово «надо» нет в его обиходе. Он избегает ответственности, любит деньги. В разговоре всё время присутствует слово «Я», а также слова с преувеличенным оттенком: шикарно, превосходно. Окружающие говорят о нём «душечка», «миленький». Он легко пускает пыль в глаза, кажется широко образованным, обладая только поверхностными знаниями.

     Его силы воли хватает только на то, чтобы добиться легкой жизни, известности. Самооценка Хлестакова далека от реальной действительности. Ганнушкин называет это «отсутствием объективной правды как по отношению к самому себе, так и к другим».

     Горьким оказывается прозрение горожан. Они никак не могут понять, как такому человеку удалось обвести их вокруг пальца., одурачить и сделать из них посмешище: « Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Просто было очень мало времени, чтобы раскусить Хлестакова. Обычно окружающие всё таки быстро понимают , что у демонстративных личностей интерес и чувства неглубокие, а отношения поверхностные и недолговечные.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Четыре вкуса того, о чём говорит человек"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • О чём говорит наше тело. Это "просто" паразиты.
  • Зависимость в любовных отношениях или "жизнь без него теряет смысл".
  • Любит - не любит? Любовь "настоящая" и "не очень".
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Благородные" страдания Русалочки - о чём на самом деле говорит нам эта сказка?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь