Механизмы личностного здоровья и патологии

Личностное здоровье – понятие, близкое самоактуализации, личностному росту, развитию, личностной зрелости, хорошей жизни, психическому здоровью и др. Связанные с личностным здоровьем явления подразумевают альтруистическую реализацию человеком своих способностей, созидательный труд, самоотдачу и любовь, приносящие пользу всему человечеству. Они проявляются в способствовании совершенствованию и развитию других людей, т.е. достижению самостоятельности и независимости, умения делать свободный осознанный выбор и готовности отвечать за его последствия, умения изменять свою жизнь и постоянно учиться.

Близкими к личностной патологии понятиями в психологической литературе выступают личностная незрелость, неврозы, симптомы, психопатология, саморазрушение, деградация, регресс и др. Связанные с личностной патологией явления подразумевают эгоцентрическую направленность личности, отношение к другому человеку как средству достижения собственных целей, как к вещи, неспособность к самоотдаче, любви и общеполезной деятельности. Эгоцентрическая направленность личности проявляется в доминировании мотивов присвоения, потребительского смысла деятельностей и жизни в целом, патологических мотивов обладания вещами и людьми [3; 4; 5; 6; 11].

Личностное здоровье и личностная патология достигаются в ходе решения проблем. Проблема состоит в неосознанности субъектом: 1) истинных потребностей своих и других людей, 2) адекватных им конструктивных целей, способов их достижения и последствий с учетом интересов других и своих. Нерешенная проблема означает замену истинных мотивов патологическими, нереализованность потенциала, направленность на себя и избегание в дальнейшем решения проблем. Критерием проблемы является фрустрированность истинных потребностей, угрожающая выживанию субъекта (неудовлетворение мотивов присвоения) и его развитию (неудовлетворение мотивов отдачи). Патологические мотивы нарушают либо удовлетворение истинных потребностей других (разрушение), либо своих истинных потребностей (саморазрушение).

Решение проблемы заключается в удовлетворении своих истинных потребностей и содействии удовлетворению истинных потребностей других.

Потребность – психическое отражение нужды индивида в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. По мнению С.Л. Рубинштейна, В.А. Иванникова, К. Обуховского, Е.П. Ильина и др., для того чтобы инициировать и направить деятельность на удовлетворение потребности, человек должен преобразовать потребность в мотив, который будет включать потребность, цель деятельности и способы достижения цели.

Как утверждают К. Хорни, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз, И. Ялом и др., мотивы могут быть истинными (базовыми, зрелыми, реальными) или патологическими (невротическими, фиктивными). Фрустрация истинных потребностей приводит к личностной патологии. Истинные потребности, служащие развитию индивида, направляющие конструктивную деятельность, включают: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетические, справедливости, самоактуализации [5; 7; 11; 13; 14].

Истинные потребности преобразуются в истинные мотивы, если они удовлетворяются с помощью конструктивных целей и способов их достижения. Считается (Б.С. Братусь, А. Маслоу, Э. Фромм, В.Э. Мильман), что истинные мотивы делятся на мотивы присвоения и мотивы отдачи (нужды-роста, обладания-бытия, потребления-производства). Мотивы присвоения направляют активность субъекта на приобретение и использование окружающего как средст­ва достижения личных выгод, т.е. деятельность для себя. Мотивы отдачи направляют активность на преобра­зование мира для блага общества, на служение делу, другим людям и любовь к ним, т.е. деятельность для других [4; 5; 11]. Мотивы присвоения связаны с потребностями физиологическими и безопасности, мотивы отдачи связаны с потребностями любви, уважения, самоуважения, самоактуализации, познавательными, эстетическими и др. Личностное здоровье является следствием баланса мотивов отдачи и присвоения, а также преобладания мотивов отдачи над мотивами присвоения и удовлетворения мотивов отдачи, даже если фрустрированы мотивы присвоения. Личностная патология возникает в результате доминирования мотивов присвоения над мотивами отдачи и фрустрации мотивов отдачи при удовлетворении или фрустрации мотивов присвоения.

Доминирующие мотивы отдачи или баланс мотивов отдачи и присвоения и их удовлетворение порождают смысл созидания, а доминирующие мотивы присвоения и фрустрация мотивов отдачи – смысл потребления/разрушения. Смысл созидания – это смысл для других, осуществляемый в творческом трудовом вкладе в жизнь общества, в служении общему делу и любви. Смысл потребления – это всегда смысл для себя, имеющий разрушительные последствия. У людей с личностной патологией смысл потребления и разрушения преобладает над смыслом созидания [1; 10; 14]. Только осознание истинной пользы своей деятельности для других и себя придает ей созидательный смысл и становится предпосылкой для личностного здоровья.

Патологические мотивы препятствуют развитию личности и направляют деструктивную деятельность. Они образуются из истинных потребностей, которые удовлетворяются деструктивными целями и способами их достижения.

В. Райх говорит об иррациональных мотивах как о тех, в которых потребность не соответствует цели [8]. Г. Мюррей называет патологическими потребности, которые зафиксированы на неадекватных объектах [12]. Например, алкоголь – предмет, используемый для удовлетворения истинной потребности в любви, уважении, общении, безопасности или даже физиологических потребностей (в тепле, питании), когда индивид не находит или не умеет найти адекватные предметы для их удовлетворения. В результате формируется патологический мотив алкоголизации. Согласно Э. Берну, патологическими являются повторные ошибочные попытки удовлетворить потребности негодными шаблонными способами, выражающими желания в замаскированной, а не прямой форме, бессмысленно расточающие энергию,  направленные на замещающие, а не на подлинные объекты (азартные игры, беспорядочная половая жизнь и навязчивое стремление «побеждать» лиц противоположного пола, жадность к накоплению имущества, курение и пьянство, болезни и др.) [2].

За каждым патологическим мотивом можно обнаружить истинную потребность, например, за мотивом власти скрываются фрустрированные потребности в безопасности, любви, уважении, самоактуализации и др. Патологические мотивы противостоят истинным, их нельзя удовлетворять одновременно [1; 5; 11; 14].

 Обобщая работы А. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, Г. Мюррея, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма, Б. Рассела, Х. Хекхаузена, В.М. Блейхера и др., мы выделили следующие виды патологических мотивов:

1. Мотивы обладания вещами и людьми:

- Мотивы зависимости – стремление быть обладаемым другими людьми в качестве вещи: принижать себя, выставлять в худшем виде, искать наказания и радоваться ему, признавать свою второсортность; восхищаться вышестоящими, поддерживать их и подражать им, воздавать им почести, подчиняться обычаю; получать опеку, защиту от неприятностей, руководство, утешение, помощь.

- Мотивы власти – стремление самому обладать другими людьми как вещами: прибегать к насилию, нападать, оскорблять, убивать, мстить за обиды; контролировать других людей, превосходить их и господствовать над ними, ограничивать и запрещать, достигать своей значимости за счет других; пренебрегать другими, избавляться от них, игнорировать, обманывать.

- Мотивы тщеславия и дефицитарной любви – стремление обладать интересами и временем других людей: производить впечатление, привлекать к себе внимание, вызывать восхищение, шокировать окружающих, соответствовать их ожиданиям, получать всеобщую любовь и одобрение, избегать отвержения, критики и отказов.

- Мотивы приобретения – постоянно изменять, обновлять ощущения и эмоциональные переживания, получаемые от вещей и людей, потреблять их излишне и неконструктивно, например, алкоголь, наркотики, пищу, секс и симбиотические отношения как заместители любви и др.

2. Мотивы минимизации усилий – стремление брать и получать, не отдавая и не прикладывая собственных усилий: избегать трудностей и препятствий, воздерживаться от действий с целью предотвращения неудачи, устраняться от обязательств и ответственности за свои решения и поступки, отказываться от активности, труда, самоотдачи. Рентные установки как стремление к получению материальных, социальных, психологических выгод, не требующему собственной деятельности; свобода от обязанностей, забот, необходимости принимать решения и выполнять их

3. Мотивы патологической безопасности – стремление неукоснительно следить за чистотой и порядком, придерживаться установленных правил, избегать всего незнакомого,  неизведанного, чужого, подчиняться обычаям, традициям, выполнять общепринятые ритуалы [1; 9; 10; 11; 13].

Патологические мотивы обладания отличаются от истинных мотивов присвоения тем, что первые удовлетворяются в ущерб другим людям, наносят им прямой или косвенный вред, а вторые – без ущерба для других. При личностной патологии патологические мотивы доминируют над истинными и замещают их. 

Проблема начинается с возникновения истинных потребностей, которые трансформируются в истинные или патологические мотивы. Решение проблемы состоит в выборе между ними и в установлении баланса между мотивами присвоения и отдачи. В случае личностного здоровья между последними нет антагонизма, они сбалансированы. Преобладание мотивов отдачи над мотивами присвоения не означает удовлетворения потребностей других в ущерб своим. Это значит, что человек осуществляет деятельность, имеющую созидательный смысл, способствующую развитию других людей и удовлетворению их истинных потребностей, не потворствует их патологическим мотивам, а свои потребности удовлетворяет по разумному минимуму.

Иллюзия антагонизма между мотивами присвоения и отдачи возникает, если потребности безопасности и физиологические трансформируются в патологические мотивы и возникает противоречие между мотивами отдачи и патологическими мотивами. Доминирование патологических мотивов над истинными равносильно доминированию мотивов присвоения, приобретших патологическую форму, над мотивами отдачи, которые фрустрированы. В этом случае субъект не осознает свои мотивы отдачи и не знает способов их удовлетворения. Неудовлетворение потребностей приводит к фрустрации. Формирование истинных мотивов способствует возникновению смысла созидания и личностного здоровья, а формирование патологических мотивов приводит к возникновению смысла потребления и разрушения и к личностной патологии.

Личностное здоровье – это решение проблемы как выбор в пользу истинных мотивов и, прежде всего, мотивов отдачи, и их реализация в созидательном общеполезном труде. Личностная патология – это «решение» проблемы в пользу патологических мотивов в ущерб мотивам отдачи и их реализация в деятельности потребления и разрушения. Основной механизм развития личностного здоровья – истинные потребности и мотивы, в первую очередь мотивы отдачи; основной механизм личностной патологии – патологические мотивы.

Список литературы:

1.     Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.

2.     Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Мн.: Попурри, 1998.

3.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практиче­ской психологии», 1997.

4.     Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

5.     Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

6.     Пек М.С. Непроторенная дорога. К.: София, 1999.

7.     Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

8.     Райх В. Психология масс и фашизм. М.: АСТ, 1997.

9.     Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

10.           Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

11.           Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

12.           Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13.           Хорни К. Невроз и рост личности. М.: Академический проект, 2008.

14.           Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Несколько техник на осознание своих целей/потребностей/мотивов
  • Мотивы - потребности. Человек - животное.
  • Потребности и мотивы.
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • Методика «Метаморфозы» при исследовании личностных мотивов, потребностей, опасений у детей
  • Возможные мотивы любви к животным
  • Секс по телефону. Мотивы
  • О понимании своих истинных потребностей.
  • Современный сайт знакомств: мотивы владельцев, динамика развития аудитории, последствия пребывания.
  • Мотивы женщин быть против феминизма.
  • Скрытые мотивы бессознательного при выборе партнера
  • Мотивы суицидального поведения
  • Мотивы создания семьи
  • Мотивы наших взаимоотношений
  • Мотивы суицидальног детей
  • Мотивы вступления в брак.
  • Мотивы усыновления ребенка
  • Личные мотивы творчества
  • Общественно значимые мотивы.
  • Мотивы создания молодой семьи
  • Мотивы выбора профессии психолога
  • Что толкает к сексу? Каковы его мотивы?
  • Мотивы сексуального влечения и его отсутствия
  • Худшие мотивы для создания брака и отношений
  • Ты кинула... Мотивы находиться в созависимых отношениях
  • Приёмный ребёнок: «неправильные» мотивы (часть 2)
  • Мотивы для создания семьи. Истории. Размышления
  • Скрытые мотивы пассивной агрессии в браке
  • Невозможность расслабиться в сексе 2: скрытые мотивы клиентки
  • Поиск и ожидание отдачи. Про абьюз.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь