|
Как не кричать на своего ребенка?Автор статьи: Литвинова Оксана Николаевна
Наверняка каждый из Вас легко вспомнит ситуацию: иду по улице и вдруг... вздрагиваю от крика, порой оскорбительных слов и даже мата, исторгаемого из милого женского ротика. Оборачиваюсь и вижу, как мамочка в бешенстве, выкрикивая оскорбления: "Ты тупица, дурак, свинья, ..., больше не куплю тебе ничего, никогда, ..., сейчас же идем домой, ... иначе...", тащит, буквально за шкирку, своего рыдающего отпрыска. при этом, чем сильнее она кричит и тянет, тем громче орет и сопротивляется ребенок. Почему мы сначала с замиранием сердца прислушиваемся к зарождению в нашем лоне новой жизни, 9 месяцев фантазируем на кого будет похож крошка и кем он вырастет, а потом, орем, трясем, давим, заставляем, пугаем, шантажируем своих детей?
- Стоп! - Командую себе. - Ребенок не виноват в том, что у меня тяжелый день, было много криентов, я устала и хочу лечь, а она хочет играть, моего внимания, показать рисунок или накормить кашей. Если не остановить себя вовремя, на смену облегчению, приходит раскаяние и сожаление. Но даже это осознание не всегда помогает, и мы кричим на ребенка снова и снова. Почему? - Потому что на меня кричала моя мама. Я выросла в обстановке крика, я запрограммирована кричать, мои родители не научили меня общаться по другому с ребенком. - Потому что ребенок, априори, слабее, не может "заткнуть фонтан грязи", исторгаемый нашим ртом. На нас наорал начальник, не заплатили премию, наступили на ногу в автобусе, муж напился пива с приятелями, вместо отпуска на Бали светит поезда на мамину дачу - прекрасный повод наорать на ребенка. Он же не уволит, не лишит премии, на пошлет Вас матом (пока). Уважаемые родители, не пробовали повесить в коридоре боксерскую грушу? Пришли домой и раз 30-50 отработали по ней, выпустили гнев и агрессию, Ваш ребенок - не груша! - Потому что мы слишком много требуем, забывая, что перед нами ребенок. Он ДОЛЖЕН жить в соответствии с НАШИМИ представлениями! Должен в 2 года разговаривать как спикер государственной думы, научиться читать в 3 года, в 4 бегло говорить по английски и французски, в 5 знать наизусть Евгения Онегина и читать Шекспира в подлиннике. Этот список можно продолжать и продолжать. Мы не можем смириться, что наш ребенок - не гений, а всего лишь МОЙ ребенок! Знаю девочку, которая занимается с 4-х лет гимнастикой. Сейчас ей 13, она хочет бросить спорт, у нее появились другие интересы, но родители и слушать не хотят, начинают кричать и давить: "Столько наших и твоих усилий "коту под хвост"! Папа девочки часто с обидой вспоминает, что он хотел стать знаменитым футболистом, но родители не захотели водить его в секцию, а мама девочки завидовала соседской дочке, которая занималась балетом и до сих пор имеет отличную осанку и фигуру. Догадываетесь, почему их дочь с 4-х лет в гимнастике? - Конечно, из лучших побуждений! Порой взрослые настолько в плену своих иллюзий, что видят только свои желания, переставая замечать желания ребенка и тогда ребенок начинает проживать нашу жизнь. А мы давим, манипулируем, кричим, заставляем, запрещаем, сравниваем с успехами других детей. - А вот Маша, молодец, вчера .., а ты только и можешь..., за что мне такое наказание? Посмотри на Петю! Петя - хороший мальчик, учитель никогда на него не жалуется, а ты..., в кого ты у нас такой ..? Узнаете себя? Уважаемые, мамы, НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми! Ребонок начинает ощущать себя плохим, а значит нелюбимым. В итоге теряем отношения, а значит, теряем ребенка. - Потому что мы постоянно опаздываем, спешим, бежим: маршрутка уйдет, на работе электронный пропуск зафиксирует опоздание, талон к врачу пропадет. Это нужно нам, взрослым, везде успеть, все получить, а ребенок никуда не торопится, ему интересна кошка на подоконнике, дядя с метлой, фантик в луже, летящая бабочка. И мы кричим. - Быстрее одевайся! Хватит болтать (смотреть/играть/смеяться/бегать...)! Из-за тебя мы опять опоздаем! И раздражаемся, кричим, тянем, приказываем, чтобы быстрее чего-то добиться. - Потому что мы, взрослые, не умеем объяснять. - Ты тупой/дурак? Я уже 20 раз тебе объяснила! Почему он не понимает?! Почему делает одну и ту же ошибку?! Почему никак не научиться читать/писать?!.. Почему, когда я предлагаю ему что-то сделать самому, он отказывается и начинает канючить: "Не буду, не хочу, у меня все равно ничего не получиться"? Нет плохих учеников! Есть учителя, которые не умеют объяснить, не умеют найти подход к своему ребенку. Уважаемые взрослые, пробуйте снова и снова, ищите, снизойдите с позиции указаний и контроля на позицию игры, искренности, принятия.
И мы начинаем показательное выступление: крики, запреты, ограничения. Наша цель - не воспитание, наша цель - оправдаться, показать, что мы - воспитываем! А дети? Дети считывают наше лицемерие... - Потому что мы живем в страхе, этот стах постоянно подпитывается рассказами других мамочек, СМИ, нашими мыслями, что-то непременно случиться, страшное, ужасное, непоправимое. И мы кричим: не лезь на горку, отойди от качелей, не гладь собаку, гулять больше не пойдешь! Не подходи, не трогай, не бегай, не говори, туда нельзя, стой рядом, сиди смирно! Приказы отдавать проще, чем постоянно бояться! Так безопаснее, но даем ли мы ребенку жить и развиваться, набить своих шишек, научиться принимать решения и нести за них ответственность? - А как же маньяки, педофилы, техногенные опасности? - спросите Вы. - Они были и есть, но не переборщили ли Вы с "нельзя" в угоду своим страхам? - Мы кричим на детей, потому что считаем их своей собственностью, потому что по нашим представлениям мама всегда права и ослушание недопустимо! Мы чувствуем свою власть над ним. Мы не считаем нужным хвалить (а то вырастет с огого каким самомнением и мы перестанем быть в авторитете), мы постоянно критикуем, выражаем свое недовольство, обвиняем, не задумываемся о последствиях, о том, что мы получим в итоге. Это не значит, что мы не любим ребенка, ЛЮБИМ, но как? - Почему ты так редко звонишь матери? Почему на ее просьбы о помощи начинаешь раздражаться? - Потому что мне не хочется это делать, потому что мама постоянно чем-то недовольна, постоянно критикует, учить как жить правильно, ругается, приказывает, манипулирует, разыгравает сцены! Когда мама так поступает, взрослый часто перестает быть взрослым и возвращается в детство, со всеми его: не лезь, отстань, стой спокойно, плохой, дурак, в кого ты такой на мою голову!.. Я своей дочери предложите своего рода пантомиму - зажимать ладонями уши, когда я начинаю на нее кричать. Это знак для команды себе: "СТОП"! Уважаемые родители, начните с себя, со своих детско-родительских отношений. И напоследок, хочу "подсластить пилюлю" анекдотом: - Папа, дедушка бил тебя, когда ты был маленьким - Ну, конечно. - А папа дедушки бил его, когда тот был маленьким? - Разумеется. - А с твоей помощью мы могли бы покончить с этим наследственным садизмом?
С уважением, клинический психолог, Литвинова Оксана Николаевна тел.: 8(916)132-11-43 скайп: psylab-litvinova
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|