Невроз или надо побегать?

Автор статьи: Ольга Мокрушина

Начну свою статью с фразы: "Психология иногда чересчур психологизирует, ищет в психических явлениях скрытые глубинные смыслы, которых там может и не быть." О чем я?

12 лет назад я работала в отделе приматов Московского зоологического парка и тесно взаимодействовала с научным отделом, так вот все самые актуальные темы исследований той поры, связанные с содержанием диких животных в искусственных условиях, так или иначе касались обогащения среды обитания. Что это такое? Это разнообразные изменения окружающего мира животного, которые помогают ему удовлетворять потребности, чаще всего это различные игровые сооружения, игрушки, звуки, запахи, именно поэтому, кстати, напротив вольера с хищником обязательно помещают вольер с травоядным. Гепард смотрит на антилопу, чувствует ее запах и забывает на какое-то время, что он в неволе. Повышение поисковой активности путем помещения еды в проблемные ящики тоже один из методов обогащения среды обитания.

Обогащение среды направлено на минимизацию негативного воздействия стесненных условий содержания на состояние животного. Как правило, такое воздействие приводит к появлению стереотипного поведения, самопогрызанию, отказу от еды и в крайних случаях к смерти. Остановимся на стереотипном поведении, это самая важная часть. Все мы видели его примеры в зоопарках, например, метание животного по маленькой клетке из угла в угол, повторяющиеся однообразные движения, подъемы/спуски и т.п. Обычно такие действия вызывают радость и смех у посетителей, но на самом деле они свидетельствуют о нервном истощении животного. Так вот увеличение активности путем обогащения среды, увеличение размера вольера, повышение возможностей животного контролировать свое окружение резко снижают проявления стереотипного поведения.

А теперь о самом интересном. Как связаны невроз, животные и обогащение среды? Человек вышел из животного мира, в научной классификации вид “человек разумный” входит в отряд “приматы". Сейчас в силу стесненных условий существования (ограничение прогулок, запреты на выход из дома, различные дополнительные обязательства, потеря работы, дистанционное обучение и т.п.) буйным цветением разрастаются неврозы, особенно неврозы навязчивого поведения у детей (привет стереотипное поведение). Это различные ритуалы, повторения, тики, подергивания и т.п. Родители тревожатся, ведут ребенка к различным специалистам, те выписывают лекарственные средства, проводят арт-техники, выявляют причины невроза у ребенка, обычно говорят о неблагополучной семейной обстановке, тревожной маме, агрессивном папе, гиперопекающей бабушке, плохо перенесенной беременности и т.п. То есть психологизируют.

А ведь ребенок просто сидит в четырех стенах без необходимых в его возрасте физических нагрузок, друзей, общения, выход энергии происходит через мучительные ритуалы. В лучшем случае это состояние проходит само при увеличении нагрузок, в худшем ребенка начинают “залечивать”, а в самом плохом запрещают ему делать эти ритуалы, стыдят и насмехаются, тут круг замыкается.

Так что же делать? Обогащать среду обитания ребенка. Подвижные игры, если есть возможность выйти на улицу – идти однозначно, пусть бегает, прыгает, скачет. Настольные игры, привлечение к домашним обязанностям, уходу за питомцами.

Однако, сделаю уточнение, я не призываю наплевательски относиться к психологическому состоянию ребенка, посыл моей статьи в том, что иногда разрешение ситуации может быть намного проще, чем то, что рисует в голове тревога родителя.

Невроз или надо побегать



Просмотров: 284
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эффективность через дизайн среды обитания
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Правила жизни животного мира, к которым стоит прислушаться
  • Развиваем ребенка .Создание развивающей среды дома.
  • Представители животного мира на Земле находятся здесь, чтобы поддерживать нас в нашем земном путешествии
  • Рисунок вымышленного животного
  • Проверка валидности проективного теста на агрессию - на примере «Рисунок несуществующего животного»
  • Причины негативного поведения ребенка
  • Механизмы психологической защиты в условиях стрессогенной среды
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Тревога за ребенка, за кого ты боишься на самом деле?
  • Личностные изменения приводят к давлению среды
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Причина "плохого" поведения ребенка: борьба за власть
  • Как на самом деле любить своего ребенка?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • О пользе принимающей среды.
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Террор среды или «Nicht hervortreten!»
  • Психическое загрязнение окружающей среды.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • 4 способа создания среды для достижения желаемого
  • Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды
  • Создание Безопасной Информационной Среды в образовательных учреждениях
  • Проблемность школьной среды. Первичное урегулирование конфликтов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь