|
Невроз или надо побегать?Автор статьи: Ольга Мокрушина
Начну свою статью с фразы: "Психология иногда чересчур психологизирует, ищет в психических явлениях скрытые глубинные смыслы, которых там может и не быть." О чем я? 12 лет назад я работала в отделе приматов Московского зоологического парка и тесно взаимодействовала с научным отделом, так вот все самые актуальные темы исследований той поры, связанные с содержанием диких животных в искусственных условиях, так или иначе касались обогащения среды обитания. Что это такое? Это разнообразные изменения окружающего мира животного, которые помогают ему удовлетворять потребности, чаще всего это различные игровые сооружения, игрушки, звуки, запахи, именно поэтому, кстати, напротив вольера с хищником обязательно помещают вольер с травоядным. Гепард смотрит на антилопу, чувствует ее запах и забывает на какое-то время, что он в неволе. Повышение поисковой активности путем помещения еды в проблемные ящики — тоже один из методов обогащения среды обитания. Обогащение среды направлено на минимизацию негативного воздействия стесненных условий содержания на состояние животного. Как правило, такое воздействие приводит к появлению стереотипного поведения, самопогрызанию, отказу от еды и в крайних случаях к смерти. Остановимся на стереотипном поведении, это самая важная часть. Все мы видели его примеры в зоопарках, например, метание животного по маленькой клетке из угла в угол, повторяющиеся однообразные движения, подъемы/спуски и т.п. Обычно такие действия вызывают радость и смех у посетителей, но на самом деле они свидетельствуют о нервном истощении животного. Так вот увеличение активности путем обогащения среды, увеличение размера вольера, повышение возможностей животного контролировать свое окружение резко снижают проявления стереотипного поведения. А теперь о самом интересном. Как связаны невроз, животные и обогащение среды? Человек вышел из животного мира, в научной классификации вид “человек разумный” входит в отряд “приматы". Сейчас в силу стесненных условий существования (ограничение прогулок, запреты на выход из дома, различные дополнительные обязательства, потеря работы, дистанционное обучение и т.п.) буйным цветением разрастаются неврозы, особенно неврозы навязчивого поведения у детей (привет стереотипное поведение). Это различные ритуалы, повторения, тики, подергивания и т.п. Родители тревожатся, ведут ребенка к различным специалистам, те выписывают лекарственные средства, проводят арт-техники, выявляют причины невроза у ребенка, обычно говорят о неблагополучной семейной обстановке, тревожной маме, агрессивном папе, гиперопекающей бабушке, плохо перенесенной беременности и т.п. То есть психологизируют. А ведь ребенок просто сидит в четырех стенах без необходимых в его возрасте физических нагрузок, друзей, общения, выход энергии происходит через мучительные ритуалы. В лучшем случае это состояние проходит само при увеличении нагрузок, в худшем ребенка начинают “залечивать”, а в самом плохом запрещают ему делать эти ритуалы, стыдят и насмехаются, тут круг замыкается. Так что же делать? Обогащать среду обитания ребенка. Подвижные игры, если есть возможность выйти на улицу – идти однозначно, пусть бегает, прыгает, скачет. Настольные игры, привлечение к домашним обязанностям, уходу за питомцами. Однако, сделаю уточнение, я не призываю наплевательски относиться к психологическому состоянию ребенка, посыл моей статьи в том, что иногда разрешение ситуации может быть намного проще, чем то, что рисует в голове тревога родителя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|