Сегодня хочу поднять тему мотивации подростков к сдаче экзаменов.
Очень часто выглядит так, что родителям сдача ЕГЭ и последующее поступление в институт нужны гораздо больше, чем самому ребёнку. Родители переживают, вьются вьюном вокруг ребёнка, окружают его заботой, нанимают репетиторов, подбирают курсы, ищут ходы и выходы, а ребёнок пребывает в расслабленной уверенности, что всё будет норм.
Причём корни этой уверенности бывают самые разные: от банальной самоуверенности и переоценки собственных сил и знаний, до уверенности в том, что родители всегда все проблемы решат не мытьём, так катаньем, и чего тогда напрягаться.
Часто бывает так, что ребёнок честно не знает, чего он хочет. Ну, не сформировалось у него явных предпочтений по предметам и направлениям. Бывает, что ребёнку все легко давалось, но ничего не изучались вглубь, а все только ради отметки и внешней похвалы.
Откуда берётся мотивация - вопрос очень сложный. Но сложный не в смысле, что на него нет ответа, а в смысле, что ответов этих великое множество и они связаны сложными нитями. Очень многие вещи влияют на то, сформируется у ребёнка желание чего-то достичь в определенной области или нет.
В следующих статьях я подробнее остановлюсь на том, что важно делать в каждом возрасте ребёнка, чтобы к 10 классу у него сложилось определённое представление о том, что он сам хочет для себя, а чего - точно нет.
Сейчас хочу остановиться на том, что могут родители сделать в плане мотивации в 11 классе. Эти решения, безусловно, не глубинны и не решают проблему мотивации в корне, но зато нацелены на конкретный текущий результат.
Вопрос 1-й. Зачем вообще мне идти в институт?!
Варианты мотивирующих ответов родителей:
- институт позволит тебе ещё некоторое время честно посидеть у родителей на шее, потому что, если ты считаешь, что всему уже научился - то иди работай;
- Институт даст тебе время на то, чтобы подумать и понять, чем же ты хочешь заниматься;
- Институт даёт отсрочку от армии.
Вопрос 2й. - Зачем напрягаться, если я легко пойду на платный? (Предположим, что деньги есть и ребёнок уверен, что родители заплатят, не задумываясь)
Варианты мотивирующих ответов:
- посмотреть проходные баллы за прошлый год и убедиться, что они не сильно отличаются от баллов на бюджет (а это так, особенно, если вам не всё равно, за что платить, а ребёнку - не всё равно, где учиться)
- Давай так: поступаешь на бюджет - мы тебе сэкономленные деньги дарим на окончание института - это, к слову, выйдет от 1,3 до 2 млн рублей. Можно, как вариант, купить машину, например, или сделать первый взнос за квартиру. Тут конкретно смотрите сами, по своим возможностям, главное- деньги ребёнок получает не за факт поступления, а именно те, которые ему удалось сэкономить,хотя вы могли бы их потратить на него. То есть речь идёт именно о поступлении на бюджет!
Вариант 3-й. -У меня есть план: я пойду в армию, выйду замуж, открою свой бизнес, уеду в америку.... мне не нужен институт.
- тут надо искать корни таких решений. Возможно- это запоздалый бунт, где-то вы ребёнка передавили, потеряли контакт и он пытается вырваться и цель его описывается не вопросом "куда", а вопросом "откуда".
- Но также возможен и вариант, когда решение ребёнка осознанно и тут надо отнестись к нему с уважением и даже поддержать. Например, если ребёнок в 15 лет создал свой бизнес и уже неплохо раскрутился в интернете, то у него есть вполне реальная задача и он её хочет решать, не получая абстрактные знания в институте, а набивая свои собственные шишки.
Вариантов на самом деле масса. Каждый подросток способен проявить свою индивидуальность в этом вопросе:)
Но, в большинстве случаев, в конечном счёте все сводится к способности вести диалог со своим уже не ребёнком, причём вести его на равных, аргументируя свои мысли, доказывая, что ваши сложившиеся шаблоны ещё имеют право на существование. И часто в процессе такого общения обнаруживать и ломать свои собственные стереотипы.
Для налаживания такого диалога, для поиска реальной мотивации для своего ребёнка, а также, чтобы помочь ему определиться с тем, кто он и куда собирается двигаться дальше очень может помочь консультация психолога.
Работа психолога тут может вестись по трём направлениям:
1) работа с родителями- снятие тревожности, переосмысление своих страхов и установок, выработка новых шаблонов взаимодействия с подростком;
2) работа индивидуально с подростком - поиск себя, профориентация, поиск смыслов и ответов на жизненные вопросы;
и 3) работа совместная, нацеленная на формирование диалога между родителем и подростком.
Если вам нужна помощь такого рода - записывайтесь на консультацию
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.