Игра – это плод фантазии. Иногда заигравшись, человек переносится в другие миры. Где грань между здоровой фантазией и патологической игрой?
Часто ребенок в игре превращается в выдуманного героя, родитель подыгрывает ему, радуясь воображению и изобретательности своего малыша. Но когда же стоит остановиться? Есть ли сюжет/герой, которые должны напугать родителя?
Один из этапов развития игры в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Именно на этом этапе ребенок «примеряет» на себя различные социальные роли и границы, превращаясь в робота, повара или чудовище. Ребенку важно копировать поведение, внешность героя, которого он выбрал. Иногда это может быть один и тот же герой изо дня в день, а иногда разные персонажи. Незрелость детской психики предполагает тонкую грань между реальностью и фантазией. Именно поэтому дети и верят в Деда Мороза, Бабу-Ягу и Бабайку. И именно поэтому родителю важно знать, где игра – это патологическое фантазирование, а где норма развития периода сюжетно-ролевых игр.
➡️В здоровом варианте игра или фантазия возникают по желанию ребенка, при патологическом развитии фантазирования игры могут возникать непроизвольно, ребенок не контролирует возникновение сюжета.
➡️Обычно игры так или иначе связаны с реальностью (даже с несуществующими персонажами), патологические же фантазии или игры «оторваны» от реальности.
➡️Игры и сюжеты понятны окружающим людям, другие могут присоединиться к процессу, если же сюжеты странные, непоследовательные, непонятные для других людей по содержанию – это патологическое развитие игры.
➡️В норме игра часто меняется, она «подвижна», сюжет гибкий, даже если это одни и те же персонаж и/или ситуация. В разные дни игра будет другой. То, что должно уже насторожить – игра отличается стереотипностью, сюжет постоянно повторяется со всеми деталями и образами.
➡️В обычной игре ребенок может играть один или с кем-то, а если он играет один, то сюжет всегда можно изменить, чтобы кто-то присоединился. При патологическом развитии игры ребенок может крайне болезненно и негативно реагировать, если кто-либо отказывается с ним играть (если его сюжет подразумевает других) или наоборот если кто-то хочет «войти» в игру (а сюжет этой фантазии для одной роли).
➡️Ребенок часто использует в своей игре различные предметы, и если сегодня деньгами в его магазине были бумажные из набора монополии, то завтра при отсутствии таковых они могут быть заменены на листья. Патологическая игра подразумевает использование одних и тех же предметов (игровых или нет), стереотипность взаимодействия с ними.
➡️В здоровом варианте ребенок может отвлечься на что-то более интересное и увлекательное, чем его игра и так и не закончить свою деятельность. В патологическом развитии игра всегда «берет верх» над ребенком, его сложно переключить и отвлечь.
➡️Обычно ребенок понимает, где игра, а где нет, и в каких ситуациях уместно играть и фантазировать. При патологии ребенок не разделяет реальность и фантазию, он может не прерывать сюжет даже в неуместных тому ситуациях (на уроке, например).
➡️Ребенок понимает, что такое «конец игры» и даже если ему не хочется останавливаться, может переключиться на другую деятельность. При патологии ребенок не контролирует свою игровую деятельность, он «живет» ею.
Определить, является ли происходящее с ребенком нарушением или находится в рамках нормального развития, может ТОЛЬКО специалист с высшим медицинским или психологическим образованием. Если у вас есть сомнения или опасения по поводу игры вашего ребенку, обратитесь за консультацией к детскому или семейному психологу или к детскому психиатру.