Фантазия или патология?

Автор статьи: Ольга Моручкова

Игра – это плод фантазии. Иногда заигравшись, человек переносится в другие миры. Где грань между здоровой фантазией и патологической игрой?

Часто ребенок в игре превращается в выдуманного героя, родитель подыгрывает ему, радуясь воображению и изобретательности своего малыша. Но когда же стоит остановиться? Есть ли сюжет/герой, которые должны напугать родителя?

Один из этапов развития игры в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Именно на этом этапе ребенок «примеряет» на себя различные социальные роли и границы, превращаясь в робота, повара или чудовище. Ребенку важно копировать поведение, внешность героя, которого он выбрал. Иногда это может быть один и тот же герой изо дня в день, а иногда разные персонажи. Незрелость детской психики предполагает тонкую грань между реальностью и фантазией. Именно поэтому дети и верят в Деда Мороза, Бабу-Ягу и Бабайку. И именно поэтому родителю важно знать, где игра – это патологическое фантазирование, а где норма развития периода сюжетно-ролевых игр.


➡️В здоровом варианте игра или фантазия возникают по желанию ребенка, при патологическом развитии фантазирования игры могут возникать непроизвольно, ребенок не контролирует возникновение сюжета.
➡️Обычно игры так или иначе связаны с реальностью (даже с несуществующими персонажами), патологические же фантазии или игры «оторваны» от реальности.
➡️Игры и сюжеты понятны окружающим людям, другие могут присоединиться к процессу, если же сюжеты странные, непоследовательные, непонятные для других людей по содержанию – это патологическое развитие игры.
➡️В норме игра часто меняется, она «подвижна», сюжет гибкий, даже если это одни и те же персонаж и/или ситуация. В разные дни игра будет другой. То, что должно уже насторожить – игра отличается стереотипностью, сюжет постоянно повторяется со всеми деталями и образами. 
➡️В обычной игре ребенок может играть один или с кем-то, а если он играет один, то сюжет всегда можно изменить, чтобы кто-то присоединился. При патологическом развитии игры ребенок может крайне болезненно и негативно реагировать, если кто-либо отказывается с ним играть (если его сюжет подразумевает других) или наоборот если кто-то хочет «войти» в игру (а сюжет этой фантазии для одной роли).
➡️Ребенок часто использует в своей игре различные предметы, и если сегодня деньгами в его магазине были бумажные из набора монополии, то завтра при отсутствии таковых они могут быть заменены на листья. Патологическая игра подразумевает использование одних и тех же предметов (игровых или нет), стереотипность взаимодействия с ними.
➡️В здоровом варианте ребенок может отвлечься на что-то более интересное и увлекательное, чем его игра и так и не закончить свою деятельность. В патологическом развитии игра всегда «берет верх» над ребенком, его сложно переключить и отвлечь.
➡️Обычно ребенок понимает, где игра, а где нет, и в каких ситуациях уместно играть и фантазировать. При патологии ребенок не разделяет реальность и фантазию, он может не прерывать сюжет даже в неуместных тому ситуациях (на уроке, например).
➡️Ребенок понимает, что такое «конец игры» и даже если ему не хочется останавливаться, может переключиться на другую деятельность. При патологии ребенок не контролирует свою игровую деятельность, он «живет» ею.

Определить, является ли происходящее с ребенком нарушением или находится в рамках нормального развития, может ТОЛЬКО специалист с высшим медицинским или психологическим образованием. Если у вас есть сомнения или опасения по поводу игры вашего ребенку, обратитесь за консультацией к детскому или семейному психологу или к детскому психиатру.



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Игры без правил или игра в правду
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Три типа опыта Души или как игра Speedy Coaching может помочь нам в духовном росте?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Если ребенок не сдал ЕГЭ, или почему нужен план Б
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если ребенок не контролирует аппетит?
  • Игры в которые играет ребенок с вашей психикой.
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Игры с самим собой или почему иногда так трудно измениться?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Где заканчивается родитель и начинается ребенок или борьба за личное пространство
  • Что делать, если ребенок боится Деда Мороза?
  • Магическое мышление – как ребенок пытается «спасти семью». На примере фильма «Игра слов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь