Работа с частями личности: упражнение

Автор статьи: Светлана Кравченко

Человек- существо противоречивое, и нередко он оказывается в ситуации внутреннего конфликта. Тогда мы говорим о том, что конфликтуют между собой определенные части нашей личности.

В структуре нашей личности есть разные части: есть части которые мы любим в себе, есть те, которые мы не замечаем, а есть и те, которые мы отвергаем или вытесняем.

Когда я искала материал для работы с клиенткой, что бы показать,что помимо одной ее части (зависимой) есть еще и другие, то к сожалению нигде его не нашла. Тогда я попробовала создать свое упражнение.

Я предложила ей сесть на стул, сделать глубокий вход носом- выдох ртом.. Клиентка (Р) представила, что ее тело- это большой материк, внутри которого множество разных частей. Все они имеют свой размер, цвет, форму и все объединены одной телесной оболочкой. 

Потом я попросила ее нарисовать оболочку своего тела (материк) и отразить в нем те части, которые ей удалось увидеть.

  Правила работы с частями

1. Все части имеют место быть

2. Каждая часть выполняет важную функцию

3. Любой части нужно доверять

 Картография частей личности

Шаг 1. Рисуем материк

У Р. получился вот такой:

Работа с частями личности упражнение

Части клиент выбирает сам.

Шаг 2. Знакомимся с частями

Теперь каждой части мы даем имя.



Шаг 3. Определение функций

Каждая часть нужна для какой-то функции. Мы описываем, что это за часть, для чего она, о чем она просит, что ей нужно, почему она так себя ведет, и что она дает нам.

Например, рациональную или взрослую часть Р. назвала "умницей". Р. всегда старается "думать головой" и хвалит себя, если все идет "правильно".

"Умница" нужна что-бы уберегать от ошибок, помогать в планировании жизни. "Умница" ничего не просит, разве что признания.

Ресурсную часть Р. назвала "батарейка". "Батарейка" побуждает Р. двигаться вперед, изобретать, создавать, творить. Включается она не часто.

Свободную часть Р. назвала "Девушка Бонда". Свободная часть ни от кого не зависит. Она делает то, что любит и что ей нравится. У Р. есть эта свободная часть, но она не знает, как ей пользоваться. И ее "умница" тоже не знает.

Контролирующую часть Р. назвала "мамочка" или "курица- наседка". Р. понимает, что невозможно все контролировать, однако победить это качество не может. Особенно ярко это выражается в контроле за жизнью 14-летней дочери, ведь Р. воспитывает ее одна. С помощью рисунка мы увидели, что "мамочка" - то лишь небольшая часть личности Р, и дали ей право быть.

Далее идут детская (малыш) и раненая (боль) части. Я обратила внимание, что раненная и детская часть, то есть, "боль" и "малыш" стоят рядом. И они перетекают в контролирующую часть.



То есть, именно детские травмы заставляют взрослую Р, все контролировать. "Мамочка" дает Р, ощущение защиты.

Любящая часть у клиентки очень большая. Ее  Р. назвала "солнце". Однако, это солнце никого не греет. Р., объясняет пустоту этой части тем, что в ее жизни нет мужчины. Тогда мы попробовали написать рядом с этой частью, кому еще может "светить" или что освещать ее солнце. Оказалось, что помимо мужчины (которого сейчас нет) и ребенка (который стремительно взрослеет) можно любить свое дело, хобби, себя, природу..

Обиженную часть назвали "бедняжка". Она соседствует со "слабачкой", то есть, зависимой частью. Здесь можно ответить себе на вопросы:

- как ведет себя "слабачка"

- почему она так себя ведет

- что она хочет?

- что ей нужно, что бы чувствовать себя хорошо

- как еще она может получить желаемое?

- для чего нам эта часть?

Таким образом, мы разбираем все нарисованные части.

Если посмотреть на рисунок в целом, то когда мы испытываем неприятные эмоции (например, чувствуем обиду) можно посмотреть на "материк", увидеть, что сейчас "в работе" у нас обиженная часть.Часть. Всего-лишь небольшое желтое пятно на большой материке. Дальше можно  посмотреть на наши записи и вспомнить, что нужно этой "бедняжке".

Создание новой части личности

 Шаг 4. Трансформация

После того, как проведен анализ частей личности, определены их функции и роль, понятны их мотивы - мы можем создать новую часть. Делать это целесообразно тогда, когда человеку не хватает силы или ресурса.

Р., назвала свою новую часть "Величественная". Р, обратилась внутри себя и спросила имеющиеся части, не против ли они присоединения новой части, которая будет (описать функции новой части) давать ей силы и опору на себя. После получения согласия новая часть была дорисована в "материк".

Благодарю за интерес к упражнению. Буду рада, если вам он пригодится.

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • "Женский эгоизм" глазами мужчины.Часть 2 "Лед тронулся!"
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • части книги "Как пережить развод и найти свое счастье"
  • Когда твоя мама "Крошка Енот" из первой части мультфильма
  • Начинаю публиковать части моей книги "Как пережить развод и найти свое счастье".
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • "Очерки о дарении". Часть 3. "Что скрыто за дарами?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Развод - "не ампутация" части тела!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ломать, крушить и рвать на части": польза или вред?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Техника "Пирог". Делим вину на части.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь