|
Работа с частями личности: упражнениеАвтор статьи: Светлана Кравченко
Человек- существо противоречивое, и нередко он оказывается в ситуации внутреннего конфликта. Тогда мы говорим о том, что конфликтуют между собой определенные части нашей личности. В структуре нашей личности есть разные части: есть части которые мы любим в себе, есть те, которые мы не замечаем, а есть и те, которые мы отвергаем или вытесняем. Когда я искала материал для работы с клиенткой, что бы показать,что помимо одной ее части (зависимой) есть еще и другие, то к сожалению нигде его не нашла. Тогда я попробовала создать свое упражнение. Я предложила ей сесть на стул, сделать глубокий вход носом- выдох ртом.. Клиентка (Р) представила, что ее тело- это большой материк, внутри которого множество разных частей. Все они имеют свой размер, цвет, форму и все объединены одной телесной оболочкой. Потом я попросила ее нарисовать оболочку своего тела (материк) и отразить в нем те части, которые ей удалось увидеть. Правила работы с частями 1. Все части имеют место быть 2. Каждая часть выполняет важную функцию 3. Любой части нужно доверять Картография частей личности Шаг 1. Рисуем материк У Р. получился вот такой: Части клиент выбирает сам. Шаг 2. Знакомимся с частями Теперь каждой части мы даем имя. Шаг 3. Определение функций Каждая часть нужна для какой-то функции. Мы описываем, что это за часть, для чего она, о чем она просит, что ей нужно, почему она так себя ведет, и что она дает нам. Например, рациональную или взрослую часть Р. назвала "умницей". Р. всегда старается "думать головой" и хвалит себя, если все идет "правильно". "Умница" нужна что-бы уберегать от ошибок, помогать в планировании жизни. "Умница" ничего не просит, разве что признания. Ресурсную часть Р. назвала "батарейка". "Батарейка" побуждает Р. двигаться вперед, изобретать, создавать, творить. Включается она не часто. Свободную часть Р. назвала "Девушка Бонда". Свободная часть ни от кого не зависит. Она делает то, что любит и что ей нравится. У Р. есть эта свободная часть, но она не знает, как ей пользоваться. И ее "умница" тоже не знает. Контролирующую часть Р. назвала "мамочка" или "курица- наседка". Р. понимает, что невозможно все контролировать, однако победить это качество не может. Особенно ярко это выражается в контроле за жизнью 14-летней дочери, ведь Р. воспитывает ее одна. С помощью рисунка мы увидели, что "мамочка" - то лишь небольшая часть личности Р, и дали ей право быть. Далее идут детская (малыш) и раненая (боль) части. Я обратила внимание, что раненная и детская часть, то есть, "боль" и "малыш" стоят рядом. И они перетекают в контролирующую часть.
Любящая часть у клиентки очень большая. Ее Р. назвала "солнце". Однако, это солнце никого не греет. Р., объясняет пустоту этой части тем, что в ее жизни нет мужчины. Тогда мы попробовали написать рядом с этой частью, кому еще может "светить" или что освещать ее солнце. Оказалось, что помимо мужчины (которого сейчас нет) и ребенка (который стремительно взрослеет) можно любить свое дело, хобби, себя, природу.. Обиженную часть назвали "бедняжка". Она соседствует со "слабачкой", то есть, зависимой частью. Здесь можно ответить себе на вопросы: - как ведет себя "слабачка" - почему она так себя ведет - что она хочет? - что ей нужно, что бы чувствовать себя хорошо - как еще она может получить желаемое? - для чего нам эта часть? Таким образом, мы разбираем все нарисованные части. Если посмотреть на рисунок в целом, то когда мы испытываем неприятные эмоции (например, чувствуем обиду) можно посмотреть на "материк", увидеть, что сейчас "в работе" у нас обиженная часть.Часть. Всего-лишь небольшое желтое пятно на большой материке. Дальше можно посмотреть на наши записи и вспомнить, что нужно этой "бедняжке". Создание новой части личности Шаг 4. Трансформация После того, как проведен анализ частей личности, определены их функции и роль, понятны их мотивы - мы можем создать новую часть. Делать это целесообразно тогда, когда человеку не хватает силы или ресурса. Р., назвала свою новую часть "Величественная". Р, обратилась внутри себя и спросила имеющиеся части, не против ли они присоединения новой части, которая будет (описать функции новой части) давать ей силы и опору на себя. После получения согласия новая часть была дорисована в "материк". Благодарю за интерес к упражнению. Буду рада, если вам он пригодится.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|