Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство

У многих переживших травмирующие события в детстве развивается широкий спектр симптомов, который включает типичные изменения, и называется комплексным посттравматическим стрессовым расстройством (КПТСР). Травмирующие события детства могут заключаться не только в психологическом, физическом или сексуальном насилии, но и в переживании физического или эмоционального пренебрежения. Нередки случаи, когда в, казалось бы, внешне нормальной семье ребенок растет с чувством, что его не любят, он лишний, он должен «оправдать» свое рождение.

В самом начале статьи я бы хотела внести положительный момент в рассмотрении данного расстройства. Так как рассматривая КПТСР, мы говорим о выученных реакциях человека на стрессовые обстоятельства, то кажется логичным позитивный взгляд в будущее переживших травму детства.

Если в процессе воспитания, а точнее сказать, в результате отсутствия теплых доверительных отношений в детстве ребенок не развил нужные для взрослой жизни навыки, то при желании, упорстве и правильной поддержке во взрослом возрасте он может с успехом скомпенсировать груз детства, развив те самые необходимые навыки, которые, конечно, в идеальном варианте развиваются при поддержке родителей в детстве и подростковом возрасте.

Именно с этим утверждением и связаны мои статьи по самопомощи при КПТСР, первую из которых я уже опубликовала на данном сайте.  Мне представляется важным комплексный взгляд на помощь при данном виде расстройства, которая может включать в себя не только необходимую информацию для понимания того, что с пережившим травму происходит, психологическую помощь, но также и самопомощь, помощь родных, друзей, групповую работу, а также медикаментозную поддержку при необходимости.

В рамках КПТСР могут возникать различные симптомы, которые в свою очередь могут быть отнесены к шести большим группам:

1. Трудности в регуляции эмоций и импульсов (регуляция аффектов, борьба с гневом, саморазрушительное поведение, суицидальность, сексуальные расстройства, чрезмерное рискованное поведение). Такие чувства, как гнев и агрессия не могут контролироваться. Это приводит либо к непропорциональным вспышкам эмоций или огромным усилиям, чтобы скрыть эту потерю контроля от других. Либо пострадавшие «помогают» себе алкоголем, наркотиками или прибегают к «заеданию» эмоций. Хочу отметить, что часто собственная эмоциональность рассматривается как отрицательная черта, от которой «хорошо было бы избавиться с помощью психолога». В процессе работы этот взгляд меняется. Эмоции становятся более интегрированными, принимаются как часть личности.

К этой же группе отнесем очень часто встречающийся симптом - хроническое перевозбуждение, которое проявляется в нарушениях сна, повышенной раздражительности, трудности с концентрацией внимания, чрезмерной бдительности и боязливости. В результате пережившие стараются избегать обстоятельств, подобных или связанных с травмой. Пострадавшие также избегают мыслей, чувств, действий и ситуаций, которые напоминают им о травме.

2. Изменения во внимании и осознании (амнезия, временные диссоциативные эпизоды и деперсонализации). Диссоциации являются естественным защитным механизмом в травматических ситуациях. Диссоциативная симптоматика может проявляться в том, что пострадавшему кажется, что внутри него есть несколько несвязанных друг с другом частей личности, которые не интегрированы друг с другом. К этому можно добавить переживание невозможности управлять ими, управление происходит исключительно извне. То есть другой человек своими словами или действиями вызывает реакцию соответствующую, например, детской части личности. Именно стресс, вызванный непониманием собственных реакций «почему я засмеялся на обидную шутку начальника, почему я не сказала, что мне не нравится и т.д.» вызывает наибольший дискомфорт.

3. Изменения в самовосприятии (неэффективность, стигматизация, чувство вины и стыда, желание угождать, изоляция и низкая самооценки). Пережившие травмирующие события в детстве часто смутно помнят, что с ними происходило. Многие из пострадавших ощущают себя беспомощными и чувствуют, что они мало влияют на свою жизнь. Часто возникают выраженные чувства вины даже в ситуациях, когда ясно, что они не несет ответственности. Многие чувствуют себя изолированными от общества, и из-за чувства стыда им очень трудно открывать себя другим людям такими, какие они есть. Они часто живут в убеждении, что никто на самом деле их не понимает.

4. Изменения в отношениях с другими (проблема доверия, страх близости, повторная виктимизация, виктимизация других). Поэтому многие из пострадавших очень осторожны, когда дело доходит до контакта с другими людьми, им трудно справляться с конфликтами. В то же время они часто не ощущают своих собственных границ, что в свою очередь приводит к использованию их другими без учета их интересов.

5. Соматизация. Нередко несколько симптомов появляются одновременно. Хронические боли, жалобы на пищеварительную систему, истощение, головокружение и жалобы в области сердца, дыхания, а также мочевыводящих или половых путей особенно распространены.

6. Изменение в отношении к жизни (отчаяние и безнадежность, беспомощность, потеря базовых убеждений о безопасности, отсутствие радости в жизни, даже смирение).

Поскольку комплексное ПТСР представляет собой очень разнородную клиническую картину и до сих пор почти не упоминалось в ICD-10 и DSM-V, оно часто остается незамеченным, «скрываясь» за другими расстройствами, такими как пограничное расстройство личности, "некомплексное" ПТСР, диссоциативные расстройства, депрессия, тревожность или панические расстройства, РПП, а также зависимости и компульсивные расстройства. 

 



Просмотров: 671
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройства личности. Как понять, что нужна помощь?
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Взгляд на травму и расстройства личности в гештальт-терапии.
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Убеждения, которые вы усвоили в детстве, но они до сих пор мешают вам жить.
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • То, что в тебе хотят изменить, часто и есть твой самый сильный ресурс
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь