|
Две базовые техники, который помогут вам и вашему ребёнку справляться со злостью.Автор статьи: Коршина Юлия Дмитриевна
Зачем нам эти техники? Как известно, эмоция злости может вести к неконструктивному поведению как у ребёнка, так и у взрослого, - это могут быть крики, или, например, ребёнок может кидаться игрушками, закатывать истерику. Часто недовольство ребёнка автоматически вызывает злость у родителя, что образует замкнутый круг из злости и раздражения, но не ведёт к решению проблемы. Но это на уровне взаимоотношений в семье. А представьте, что ребёнок, для которого характерно кричать, закатывать истерику, кидаться предметами, когда он не может получить желаемое, приходит в детский сад. Очевидно, что у него будут некоторые сложности с принятием со стороны других детей и педагогов. Он будет неизбежно получать негативную обратную связь о своём поведении, что будет влиять на его самооценку: он может чувствовать себя плохим, непринятым, непонятым, каким-то дефектным, что на самом деле может только усиливать его эмоциональные реакции. Итак, техники. Первая техника: валидация (или подтверждение) эмоций и переживаний. Валидируя переживания ребёнка, мы, с одной стороны, помогаем ему осознать свои потребности, услышать, как их можно выразить в форме слов, а с другой, проявляем к нему сочувствие. Мы как бы говорим ему: «Я понимаю, тебе нелегко». Взрослым важно понимать, что эмоции – это естественный физиологический ответ организма на события в окружающей среде. Хотим мы этого или нет, но они будут появляться, и мы не можем контролировать это. Мы имеем право на свои эмоции. И, главное, нет плохих или хороших эмоций. Они просто есть. Однако, мы можем стараться влиять на их интенсивность и длительность.Мы, взрослые, также можем валидировать свои переживания и проявлять сочувствие и сострадание к себе. Мы можем уставать, мы можем хотеть того, что в настоящий момент времени не можем получить. И мы имеем право на все свои переживания. Взрослым бывает так же сложно справляться с эмоциями. Однако одной валидации бывает недостаточно для того, чтобы справиться с интенсивными эмоциями. Чтобы узнать, что ещё можно сделать, перейдём ко второй технике. Вторая техника: тайм-аут. Техника заключается в том, чтобы дать себе время снизить накал эмоций, вместо того, чтобы вести себя агрессивно: кричать, замахиваться, бросаться предметами и т.д. Во время тайм-аута можно делать несколько глубоких вдохов и выдохов, умыться холодной водой, попить воды, пройтись по комнате взад-вперёд, либо совершить другое успокаивающее действие. Почему это важно? Дело в том, что наш мозг устроен таким образом, что пока мы испытываем сильную злость (или другую эмоцию), нам сложно мыслить рационально. Поэтому лучше вначале всем дать успокоиться, а потом обсуждать, что же у вас происходит и как с этим быть. Скажите ребёнку, что вас злит сложившаяся ситуация и что вам нужно немного остыть, а потом вы будете готовы вернуться и обсудить происходящее. Отойдите попить воды или сделать пару глубоких вдохов, чтобы переключить внимание. Когда почувствуете себя лучше, постарайтесь безоценочно описать ситуацию и подумать, что бы вы или ребёнок в следующий раз могли бы сделать по-другому, а затем обсудите это с ребёнком. Как научить ребёнка технике тайм-аута? Первый, и, по моему мнению, самый лучший способ научить ребёнка чему-либо, в том числе пользоваться техникой тайм-аута, – показать своим примером. Дети очень хорошо перенимают навыки решения проблемных ситуаций от родителей. Если в семье нормально говорить о своих эмоциях и давать себе остыть, извиняться, если кричал, ребёнок будет использовать эту модель поведения. Второй способ обучения ребёнка технике тайм-аута - поговорить с ним (когда он спокоен) о том, что ему может облегчить состояние, когда он испытывает гнев, и договориться, что в следующий раз он попробует использовать другой способ. Дети часто соглашаются пробовать другой способ, потому что сами отмечают, что им бы не хотелось себя так вести и что они чувствуют себя плохо в таких ситуациях. Резюме Итак, я рассказала вам про две техники: валидация и тайм-аут они правда могут очень помочь справляться со злостью. Валидируя эмоции ребёнка, вы помогаете ему идентифицировать его переживания и ослаблять интенсивность эмоций, обучая тайм-ауту, вы показываете, что ребёнок может выбирать, что делать, когда злится, а показывая собственным примером, как вы справляетесь со своей злостью, вы даёте ему конкретную модель поведения, которую он может применять. А что если техники не помогают и вспышки гнева у меня и/или у ребёнка частые? Если вы испробовали применить техники из этой статьи, но это не помогает, возможно, проблема лежит глубже и у вас есть повод обратиться к психологу. Возможные причины частых вспышек гнева: - Низкое ресурсное состояние (ударный рабочий график у родителя и отсутствие времени на себя, недостаточное количество сна у ребёнка, в жизни присутствуют постоянные источники сильного стресса); - Неудовлетворённые базовые эмоциональные потребности; - А также определённый тип темперамента, когда для ребёнка или взрослого свойственны импульсивность, яркие эмоциональные реакции. В этом случае, как детям, так и взрослым очень полезно практиковать техники осознанности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|