|
Да это ужасно, но ведь мой же крест…Автор статьи: Вариошкина Елена Николаевна
«Мой крест – мне нести» - говорит мне совершенно измученная лицом женщина неопределенных лет. Говорит с глубоким внутренним убеждением и почти фанатизмом. Крест - это её сын тридцати лет. Последние пять лет он не работает. Все дни сидит у себя в комнате и играет в онлайн игры. «А как же иначе?» – обычный вопрос таких "героических" женщин на слова психолога о спорности утверждения про ношение креста. При этом реальная картина происходящего в их жизни отрицается напрочь. Муж пьет, бьет... да это ужасно, но ведь «мой же крест…».
Так смыслы обращаются бессмыслицей. Собственная жизнь бросается в сточную канаву, отдаётся в жертву алкоголю, наркотикам, играм, лени, насилию, причём как в отношении "жертвующего", так и со стороны "жертвующего". Ибо "причинение добра" по сути своей такое же насилие. Искаженный, ложный; противоп. истинный. Превратное толкование. Составить превратное понятие о чем-н. Превратно (нареч.) понять и истолковать чьи-н. слова.(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушакова) Ни в коей мере в этой статье я не собираюсь посягать на веру и убеждения православных людей. Это личное дело каждого. И каждому по вере его. Я смотрю на описанные ситуации с точки зрения психолога, постоянно встречающего это убеждение, как оправдание своих действий или бездействий. Рационализа́ция — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Без сомнения, очень тяжко признавать, что в конечном итоге только ты сам отвечаешь за свою жизнь. Избегание отвественности очень удобно оправдывать "Божьей волей". А посему ничего не предпринимать для изменения к лучшему в своей жизни. Как пишет венгерский философ Ева Анчел, «человеку труднее жить, когда он сознает, что не может воздействовать на все последствия, вызванные его действиями. Гораздо легче дышится, когда он возлагает на себя вину «безвинно», хотя бы с точки зрения своих намерений». Часто "несение креста" это именно такой случай. Здесь и глубинное ощущение своей невиновности (мне достался такой муж, такой сын, такая дочь, я не выбирала, я невинна), и якобы, "добровольное принятие" всех тягот, с этим связанное, и приравнивание себя к Богу, освящение своих поступков. Уровень притязаний и представлений о себе завышен, а реальные возможности ему не соответствуют. "Несение креста" автоматически поднимает над другими. Самовозвышение и так называемая "духовная" гордыня. Отличный пример подобных отношений показан в к/ф "Покровские ворота" (1982 год). Героиня Маргарита Павловна ищет гармонии. Живя с новым супругом, она по прежнему опекает и бывшего мужа. Считает, что без её опеки бывший супруг пропадёт; она убеждает себя и окружающих, что нести ответственность за бывшего супруга — это её «крест». Подчас Маргарита Павловна сознательно устраивает «смотрины», демонстрируя обоих мужей пришедшим в гости коллегам, — во время таких «представлений» у неё появляется возможность сказать, что это не «высокие отношения», а «нормальные — для духовных людей».
Всё было бы по другому... Но судьба (Бог, жизнь) распорядились иначе. Чем не прекрасное оправдание? Получение выгоды хотя и неочевидно для самого человека, не осознаётся, но цели своей достигает. Обезболивает нереализованные потребности, создаёт иллюзию невозможности альтернативы поведения. Вред, который наносится тому человеку, который является "крестом" , потворствуя беспомощности, лени, алкоголизму, лично мне очевиден. А как считаете вы? © Психолог Елена Вариошкина, 2020. Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данный сайт. Записаться на мою Онлайн консультацию Вы можете здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|