Эта тема не так нова в психологии: на консультации многие приходят с проблемой гиперконтроля. Ну, то есть, это когда человек пытается контролировать всё и всех: детей, родителей, подчинённых, начальников, учителей, людей в транспорте, мнение о себе, и очень расстраивается, когда это не получается. А не получается это почти всегда.
Как это выглядит: человек что-то делает чтобы другие сделали что-то. А эти самые другие или вовсе не делают; или делают, но не то; или делают, но не те. Например, человек одевается, чтобы произвести определённый эффект на сотрудников. Приходит на работу, а эффект получился несколько иным, чем ожидалось изначально. Потом идут мысли на тему "Кто виноват и что делать".
На самом деле, наши возможности контроля очень ограничены - мы можем контролировать только себя: свои мысли, эмоции (и их выражение), поведение, потребности (и степень их удовлетворения). Всё остальное от нас мало зависит.
Например, от нас зависит качество нашей работы. Но, к сожалению, отношение руководителя к нашей работе зависит уже не только от нас, но и от множества других факторов - его настроения, погоды за окном и ещё чего-то. То, какие оценки мы получаем в процессе обучения, зависит не только от нас - мы можем выкладываться на полную, не спать ночами, готовиться к лекциям и семинарам. А преподаватель всё равно, руководствуясь какими-то своими критериями поставит ту оценку, которую посчитает нужной.
Помню был случай в ВУЗе, когда одна студентка завалила экзамен и пришла на пересдачу: готовилась, учила, всё знала. Преподаватель, вот только, не допустила до пересдачи с формулировкой "Вы красивая. Зачем вам высшее образование?". Как итог - её отчислили.
Помню, некоторым моим одноклассникам занижали оценки в школе (потому что могут лучше), а другим завышали - потому что лучше они не могут. Да и вообще учителю виднее.
Наверно, такие или похожие случаи были в жизни каждого человека.
Наиболее ярко невозможность контролировать что-либо проявляется в ситуациях, когда человек начинает спрашивать мнение других людей о своей работе, например. И получается, что, по мнению одних - всё супер, по мнению других - не всё супер, по мнению третьих - этот самый человек только зря место на работе занимает. А когда начинаешь спрашивать, почему так думают, то получаем, что кому-то просто этот самый человек нравится, кому-от важна не работа, а её "внешние атрибуты" - суета, беготня и прочие, кто-то просто не понимает, зачем всё это, а у кого-то плохое настроение и завтра он изменит своё мнение.
Важно помнить о том, что стремление всё контролировать может существенно снижать качество жизни. Проявляется это снижение в возникновении напряжения (которое может переходить в хронические боли), снижении внимания и памяти (после отдыха всё восстанавливается), нарушения сна и аппетита, возникновению тревоги и даже депрессии (на фоне стресса).
Можно ли что-то сделать со стремлением контролировать? Конечно можно. Перво-наперво нужно научиться работать с напряжением, которое уже возникает:освоить техники релаксации и применять их, когда это будет необходимо (когда другие ведут себя не так, как вы того хотите, например, или когда результат работы зависит не только от вас), заняться спортом, организовать свой быт и досуг.
Если мы говорим про снижение контроля, то полезным оказывается "распределение ответственности". То есть, это когда выписываются все факторы, которые могут влиять на поведение другого человека, его мнение. И, наиболее важным, является здесь вопрос о том, что из этого зависит непосредственно от вас.
Также важно помнить, что другие люди принимают решения, исходя из своего жизненного опыта, своих взглядов и иных причин, повлиять на которые мы, к сожалению, не можем.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.