Что такое нейропсихологическая диагностика и коррекция?

          По научному определению высшие психические функции (ВПФ) - это сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования (Лурия, 1962).

          Конкретно, ВПФ – это речь (как понимание обращенной к человеку, так и собственная устная), чтение, письмо, память, внимание, счет, гнозис (предметный, буквенный, лицевой, цифровой), праксис (произвольные предметные действия), интеллектуальная деятельность. В результате локальных повреждений головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль и т.д.) наблюдаются нарушения различных ВПФ, приводящие к существенному ухудшению качества жизни пациента.

Что такое нейропсихологическая диагностика и коррекция

(фото: cprin.ru)

          В острейший период заболевния (первые часы после инсультра, травмы и т.д.) главная задача врачей – спасти человеку жизнь и минимизировать последствия болезни на тело и мозг. К сожалению, часто даже после очень качественной интенсивной терапии у пациента остаются последствия в виде нарушений ВПФ: человек не может говорить или не понимает обращенную к нему речь, распадаются навыки чтения, письма и счета, ухудшаются память и концентрация внимания.

          Здесь на первое место выступает нейрореабилитация, то есть восстановление нарушенных функций.

 

           Нейропсихологическая диагностика  посредством комплекса специальных проб и методик позволяет выявить сохранные и поврежденные ВПФ, оценить степень нарушений, выявить мишени для дальнейшей работы. Диагностика осуществляется за счет комплекса стандартизированных проб и методик, которые оценивают состояние речевых и неречевых функций пациента.

          Полностью подобная диагностика занимает несколько дней, единичная встреча длится от 30 мин до 1-1,5 часов в зависимости от состояния пациента. Но такое возможно только в условиях длительного стационирования в реабилитационном центре. Чаще процедура диагностики сокращается до 1-2 встреч, что позволяет не утомляеть пациента и быстро получить результаты для скорейшего перехода к собственно восстановлению.

            По результатам диагностики составляется нейропсихологический статус, в котором указываются имеющиеся синдромы и их выраженность в баллх. Например:

- сенсорная афазия,

- акустико-мнестическая афазия,

- нарушения нейродинамического компонента и т.д.

            Также указывается топический диагноз. Например: патологическое функционирование височной (средний и верхний отделы) области коры левого полушария головного мозга с заинтересованностью субкортикально-стволовых структур.

           Собранные данные нужны для главного: составления программы восстановительного обучения, в ходе которого осуществляется воздействие на ВПФ с целью их восстановления. Занятия проходят индивидуально, в процессе пациент выполняет различные упражнения, связанные как с проговариванием, так и с чтением, письмом, рисованием, конструированием. Например, конструирование фраз с опорой на картинки для преодоления расстройств речевого программирования; выработка связи «фонема-графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию; работа с географической картой и часами для восстановления пространственного фактора; повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с отсроченным воспроизведением для преодоления слабости речевых следов и так далее.

           Обязательным является выполнение домашних заданий. Если пациент в силу каких-то причин не может продолжить занятия с нейропсихологом или образуется временный перерыв, то пациент получает программу для самостоятельных занятий дома.

           В результате восстановительного обучения возможно частичное восстановление функции с адаптацией человека к такому состоянию или же полная реабилитация.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Перспективы психотерапии: возможно ли невербальное воздействие на духовную сферу пациента?
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Психологическая реабилитация и роль гипнотерапии в выздоровлении пациента после перенесенного инсульта.
  • Сколько длится прием первичного пациента в поликлинике.
  • Нейропсихологическая диагностика детей 4,5-10 лет
  • Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
  • Работа психоаналитика и пациента в ключе французкого психоанализа.
  • Скрининговая диагностика дошкольника с помощью рисуночных методик
  • Нейропсихологическая диагностика и коррекционно-развивающее обучение. О сложном – просто.
  • Диагностируя «Английского Пациента».
  • Психотерапия психосоматического пациента
  • Психотерапевт-угол для пациента
  • Диагностируя «Английского Пациента»-2
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Тренд современности: От пациента к клиенту.
  • Картина личности онкологического пациента
  • Лора Рябая: Про неврозы и личность пациента
  • Кто встает препятствием на пути пациента к психиатру?
  • Пробуждение чувств истинного Я пациента в психотерапии
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.
  • Договор на оказание услуг психолога для несовершеннолетнего пациента
  • Куда ведет пациента лечение при помощи АНТИДЕПРЕССАНТОВ?
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 2.
  • Нейропсихологическая коррекция трудностей обучения у подростка.
  • Отрицание как клиническая форма высказывания в речи психоаналитического пациента
  • Почему психотерапия лишена логики (с точки зрения пациента)
  • Социальные сети головного мозга
  • Ресурс - шаг назад в болото. Как вызвать зависимость у пациента. О чем молчат психологи
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь