Этапы становления практического психотерапевта

Автор статьи: Яна Епишина

Этапы становления практического психотерапевта (по материалам из лектория Голдобина Евгения)

 Если нет своей позиции, собственного видения, своего терапевтического мифа, то клиент затянет в свой миф, у клиентов есть много идей о том, как и от чего его лечить… - одна из причин развития своих профессиональных компетенций.

 Для начала стоит разобраться, что мы понимаем под психотерапией. Этот процесс многогранный и на него можно посмотреть с разных сторон.

1. терапия – это аутентичность, умение искренне говорить клиенту о своих чувствах, опираться на свои переживания (self-support). Самым простым языком - хотя бы не врать самому себе и мочь говорить об этом с клиентом.

2. терапия – это отношения. Клиент-терапевтические отношения в чем-то суррогатные. Переживания в них истинные, а вот сама форма организации искусственная. Имеет место профессиональное расщепление: терапевт одновременно находится в отношениях с клиентом, переживает в них, и одновременно думает о том, в каких именно отношениях он оказывается с клиентом.

3. терапия – это ответственность. Но ответственность, не как вина (а, следовательно, избегание ответственности), а как признание своего авторства, своей роли. Я – это мой выбор.

4. терапия –это культурная практика, практическая философия. В ходе психотерапии мы задаемся такими вопросами, как мы живем, как организована твоя и моя семья? Про что я живу? Здесь мы встречаемся с этическим вопросом, который клиент не всегда озвучивает, но подразумевает, «как мне жить?», и ответом является пример того, как психотерапевт проживает время сессии с клиентом и то, как он осмысляет свою собственную жизнь.Психотерапия во многом -  это борьба за миллиметры. Именно поэтому важно ставить локальные задачи. Решив одну задачу, можно переходить к следующей. Важен процесс удержания осознанности своих выборов, реакций, способов жить.

5. терапия – это взросление, т.е. отказ от детских идей, что есть кто-то старший, который знает, как «правильно». Психотерапевт помогает тренировать взрослость, т.е. развивать способность к совершению усилия по движению в сторону своего выбора.

6. терапия - это процесс наращивания компетентности – мы не стараемся решить проблему за клиента, не даем готовых ответов, мы поощряем клиента на осваивание нового опыта, поощряем его опору на свои ноги, способствуем его психологическому росту.

Цель психолога – повышение своей компетентности, чтобы мочь понять клиента, важно иметь и свой жизненный опыт.

Уровни знания:

1 этап. Неосознанная некомпетентность – ты не знаешь, сколько ты не понимаешь. Не осознаешь объемов собственной некомпетентности. Психологу на этой стадии свойственны смелые эксперименты, поспешные интервенции, желание дать готовые ответы на вопросы клиента.

2 этап. Осознанная некомпетентность – когда понимаешь, как мало ты понимаешь. Объем собственного непонимания пугает, но мотивируют на изучение литературы и получение житейского и профессионального опыта.

3 этап. Осознанная компетентность – можешь осознанно прокомментировать то, что ты делаешь и можешь обсудить с другими, что ты предпринимал в работе с клиентом.

4 этап. Неосознанная компетентность – понимание своих ограничений в работе с клиентом, надоедает бояться своих ограничений, что способствует смелому экспериментированию в работе, хорошо развита профессиональная интуиция. Происходит переход от знания о терапии к знанию того, как проводить терапию.

 

Этапы развития психотерапевта

  1. начинающий терапевт – первые клиенты, много любопытства и мало знаний и опыта
  2. терапевт – становление устойчивой практики
  3. терапевт с хорошей репутацией – клиенты рекомендуют своим знакомым, запускается «сарафанное радио»
  4. формирование коллегиальных отношений, собственной репутации

 

Стадии развития психотерапевтической идентичности и практики

  1. изучаешь, интересно, но практики нет
  2. начало терапии - жадность берешь всех, кто идет

романтический, но опасный период – переработки, стараешься понравиться, себя не бережешь, не понимаешь с чем имеешь дело, сложно распознать собственные сложности или ограничения клиента, миф «все клиенты идут на мои темы»

3. этап безграничной практики. Жизнь = терапия. Когда ты уже можешь удерживать клиентов в длительной терапии, когда хорошо понимаешь, какие клиенты твои, какие нет. Уровень профессионализма, объем практики. Возможно выгорание, дисфория

4. этап дифференцировки – работе отводится определенное место в жизни (но не все!), уделяется достаточно времени на восстановление ресурсов.



Просмотров: 207
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстановка. Этап трансформации в работе с клиентом
  • Личная терапия или как это, быть клиентом психолога?
  • Активность психолога в работе с клиентом. Возможности и ограничения.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Какие цели ставит перед собой психолог в работе с клиентом.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Роль психолога в работе с клиентом
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Православие и регрессионная терапия. Могут ли православные клиенты приходить на терапию к регрессологу?
  • Важно говорить на одном языке с клиентом
  • Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупик
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Как важно говорить на одном языке. Особенно с клиентом.
  • О работе с клиентом
  • Терапия пограничного клиента
  • Терапия глазами клиента.
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Сколько стоит терапия или за что платит клиент???
  • Техники в психологической работе с клиентом
  • Индивидуальные расстановки в работе с клиентом
  • Зависть в работе с нарциссическим клиентом
  • На благо клиента все инструменты хороши. Арт-терапия
  • Дневник клиента. Образ Я. Арт-терапия на практике.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь