|
Расстановка. Этап трансформации в работе с клиентомАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Техника – в переводе с греческого означает «искусство». Искусство расстановщика заключается в том, чтобы помочь клиенту перевести информацию, которую он получил в расстановке, в новую практику жизни клиента, где проблемы будут решены. Другими словами, помочь клиенту продвинуться к практическим изменениям в его жизни. Клиент в предварительном интервью может долго перечислять проблемы: «И то плохо, и другое плохо в моей жизни, не справляюсь совершенно». Мы как расстановщики делаем гипотезы. Делаем гипотезы на основе геносоциограммы, его рассказа, собственного опыта работы с подобными случаями. Мы проверяем эти гипотезы в расстановке. Часть гипотез подтверждается. К примеру подтвердилось, что клиент находится в парентификации. Он служит маме, а не самому себе. Живет маминой жизнью и мамиными интересами, вместо того, чтобы жить своей жизнью. На этом этап диагностики заканчивается. Теперь, на этапе трансформации, надо сделать что-то такое, чтобы это привычное состояние клиента перевести в новое, пока непривычное состояние. С помощью любых приёмов, которые у нас есть в доступе. Что хотите делайте, лишь бы клиента это устраивало. Если клиент после применения всех трансформационных инструментов подвинется к новой более здоровой жизни, значит, мы - молодцы. Фактически надо изменить практику жизни клиента. И здесь самое главное понимать следующее. Об этом говорил Хеллингер и многие его ученики на семинарах. И это важнейшая вещь. Клиент не просто так находится там, где находится. Это проявление его любви, его лояльности, его привязанности, его причастности роду, семье, родителям. Эта любовь-лояльность, эта любовь-причастность очень глубока. Это особая форма любви. Да, она слепая. Да, она не эффективная. Да, она внушенная-навязанная. Но это любовь. Суть трансформации, которую предлагает клиенту терапевт, означает: «Хватит тебе любить семью свою вот так. Пора любить свою семью по другому». Он перестанет любить свою семью по-старому и начнет её любить по-новому только тогда, когда очень четко и наглядно убедится, всем своим телом почувствует, убедится на практике, что по новому любить лучше. Лучше и для него, и для всех остальных членов семьи. Если терапевт предлагает что-то такое, что клиенту становится лучше, а маме клиента – хуже, никакой трансформации просто-напросто не произойдет. Он ведь не убийца своей родной маме. И он останется при маме и будет продолжать любить её по прежнему. Мамочка, живи долго! По сути, терапевту необходимо разоблачить неэффективность одного вида любви-привязанности, и развернуть клиента к новой форме любви. Объяснить ему: «Такая форма любви – лучше и для тебя и для всех. Попробуй, протестируй, почувствуй, ощути, убедись». И самая страшная ошибка терапевтов-расстановщиков, которую они делают. Это неуважение той формы любви-привязанности, которой охвачен клиент в настоящий момент времени. Неуважение вплоть до насмешек. Да, улыбка и смех может сыграть роль провокации, провокации исцеляющей и открывающей глаза на правду. Но при условии, что вы очень сильно уважаете и самого клиента, и его семейную систему, и его любовь-привязанность к родным. Хеллингер перед тем как использовать одну единицу провокации, дарит клиенту целое море любви и уважения. Поэтому его провокации (кстати, довольно жесткие) так эффективно работают. Если терапевт использует провокацию без уважения, клиент просто больше не приходит. Шансов на терапию просто нет. И здесь есть две крайности. Крайность первая – директивность терапевта. «Я научу тебя любить по новому. Нужно делать только так-то и так-то». И далее следуют конкретные рекомендации, что и как делать. Крайность вторая – попустительство терапевта. «Расстановка тебе показала всё, что надо, но только тебе решать, что с этим делать. Можешь забыть об этом прямо за порогом комнаты».
Директивность и попустительство – это крайности, полярности. Каждая ваша расстановочная сессия будет разворачиваться где-то посередине между этими полюсами. Некоторым людям действительно нужен авторитарный пинок. «Ты сейчас пойдешь и сделаешь это упражнение в качестве домашнего задания». А некоторым нужно очень четко сказать: «Я за тебя ничего делать не буду. Это твоя жизнь. Давай-ка ты сам!»
Кому какая терапия более приемлема? Это зависит от степени зрелости клиента.
Кроме того, нужно помнить, что у директивных методов всегда есть обратная сторона медали. Он при однообразном шаблонном применении может только укреплять инфантильность позиции клиента. Раз за меня кто-то что-то решил, и это привело к хорошему, я и дальше буду обращаться к данному специалисту с детской позицией – помоги мне слабому и немощному. Поэтому директивность даже если она эффективна на первых этапах работы с инфантильным клиентом, потом по мере роста зрелости клиента должна заменяться более демократическими методами. Вообще следует помнить, что главная задача терапевта – взращивать самостоятельность клиента в решении своих проблем, обучать его быть взрослым и ответственным творцом собственной жизни. В центре "Ольвия" консультации и расстановки каждый день!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|