Дайте мне точку опоры...

                                                             ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ …

Дайте мне точку опоры

Я педагог-психолог, работающий в частном детском саду, в основном, со здоровыми детьми и уже довольно давно. Круг рабочих вопросов психолога в детском образовательном учреждении понятен и без комментариев, а  методы работы в основном знакомы специалистам.

 Я не занимаюсь наукой и меня, я уверена, как и многих моих коллег, всегда будоражил чисто практический интерес к освоению какой-нибудь «волшебной» техники - хотелось ощущать «точку опоры, чтобы перевернуть мир». Согласитесь, очень заманчиво «словить снитч», а не гоняться за «квоффлами», уворачиваясь от «бладжеров». Многие читали про квиддич Гарри Поттера и понимают о чем речь. Сейчас я думаю, что мне удалось поймать свой снитч. Об этом и хочется рассказать.

Итак, моя «проблема» заключалась в стремлении «найти корень всех проблем» и ухватиться именно за главное, то, что могло бы позволить одновременно и эффективно справляться с разнообразием рабочих задач, сложными случаями развития у детей и, заметьте, взрослых участников образовательного процесса.

 Работа психолога предполагает плотное взаимодействие со всем коллективом детского сада, в широком смысле этого слова. Это, в первую очередь, дети, а также их родители и коллеги. Мне хотелось, чтобы в нашем сотрудничестве вместо понятия «надо» и «полезно» возникло бы еще ощущение «интересно и хочу».

 Поиск шел по пути универсализации «сложных» случаев. Я старалась обобщить затруднительные ситуации до какой-нибудь конструктивно сформулированной общей причины, которая лежала бы в основе нелогичного и деструктивного поведения каждого участника учебно-образовательного процесса. И всякий раз, как «пони, которая бегает по кругу», я возвращалась к одному и тому же иррациональному препятствию-причине – «просто не хочу и буду защищать свое любой ценой». Это можно сформулировать, как не принятие смысла, который несет другой человек, каким бы полезным и добрым он не был. При этом «не хочу» имеет разные мотивы и обоснования, а «буду защищать свое любой ценой» - разные способы выражения. У  маленьких и уже не очень маленьких детей  эта цена известна всем – слезы, крик, побеги, агрессия и т.п. Одним словом, в детском саду, это все то, что называется капризом и состояниями им порожденными. А у взрослых, чаще всего, это игнорирование потребностей развития детей и, как следствие, бездействие. И это «не хочу и не буду» вдруг определилось для меня как главная причина, которая и есть «корень всех проблем» - с этим иррациональным упорством «не принятия смыслов» и нужно как-то справиться.

 Как шло рассуждение? «Не хочу и не буду» - чудесный человеческий дар. В истории людей, как представляется, он и есть двигатель прогресса. Например, человек говорит: «Не хочу и не буду ходить по земле» и придумывает, как ему полетать, или поплавать. И это из разряда чудес! Поэтому принцип, безусловно, имеет право на существование, если речь идет о не согласии с чем-то плохим или нейтральным. Но что, если он начинает приносить очевидный вред? Не пускает родителей по делам, мешает ребенку развивать познавательную активность и социализироваться, вносит эмоциональную нестабильность в состояния и отношения, купирует самостоятельность? Особенно часто и ярко это можно наблюдать в момент адаптации детей к детскому саду, хотя и впоследствии мы сталкиваемся с этим феноменом очень часто, и во взрослой жизни тоже.

 Отрицать полезное невозможно, нет смысла говорить, что «не хочу и не буду» расти или развиваться. Какая альтернатива - не быть самостоятельным, не уметь жить с людьми, не познавать окружающее?  Понятно, что люди так не живут - не могут. Это реальность. Но убеждение, что так можно у нас есть. Откуда у людей появляется ощущение, что можно не считаться с реальностью, а жить по принципу «как хочу»? Не сам принцип, а именно убеждение, что так возможно жить и позволяет всем нам «не хотеть» развиваться. Думается, что такая жизненная позиция укореняется у детей только в одном случае, когда есть другие люди, в первую очередь родители, которые вместо тебя самого с момента рождения, регулируют отношения с реальностью и она сама по себе отдаляется и становится не такой уж важной составляющей нашей жизни.

 Что есть процесс воспитания? Конечно, для родителя и воспитателя  - это своевременная передача ребенку тех жизненных навыков-функций,  которые позволят ему быть самостоятельным в дальнейшем. К примеру, ребенок родился и не умеет пользоваться горшком. Что мы делаем? Мы пользуемся горшком вместе с ним и вместо него, одновременно, передаем этот навык ему самому и потом перестаем контролировать процесс. Или ребенок не умеет быть внимательным. Мы смотрим, замечаем и запоминаем «важное» вместо него, а потом учим его самого это делать. Или он не умеет быть активным, или спокойным или дружить или другое, бесконечное множество индивидуальных вариантов - то, что можно было бы назвать «миром, который полезно перевернуть». Так происходит воспитание и, к определенному моменту, ребенок осваивает то, что нужно делать или то, что мы взрослые считаем необходимым.

 Но получается, что так на самом деле почему-то не происходит. Многие из нас привыкли, и может быть даже убеждены, что можно что-то не делать в окружающем мире самому и прекрасно жить. Такое убеждение взрослых людей формирует родительскую позицию, где дети получают в качестве воспитания систему гиперопеки. Она возникает не только тогда, когда родитель опасается что-то доверить ребенку – муку, ножи, клей и т.п. опасные вещи и делает что-то вместо ребенка. С этим образованные родители уже справляются и понимают, как действовать. Гиперопека возникает тогда, когда ребенок не хочет делать что-то, что полезно,  а продвинутые родители, зная, что нельзя совершать насилие над ребенком, не представляют как «победить» его нежелание и продолжают неопределенно долгое время заменять ребенка там, где он уже может сам, а, главное, где ему полезно быть самостоятельным.

 Так, по-видимому, возникает у детей опыт, что можно «не считаться со смыслами, которые несет другой человек». Мы же не сомневаемся в том, что родители стараются донести до детей что, как и почему надо в этой жизни делать?

 Иногда гиперопека процветает в материальном мире. Родители  не умеют справиться с нежеланием детей спать в своей кровати, убирать игрушки, есть полезную пищу и далее по списку и оставляют самостоятельность ребенка в этих делах на потом, когда ребенок подрастет. Но гораздо чаще это происходит в мире отношений, когда дети, защищая какой-нибудь свой интерес, вдруг перестают слушать родителей, понимать их и  действовать, так как их учат.  Хорошие родители убеждают себя, что это ничего страшного, ребенок подрастет и все поймет позже. По-видимому, им кажется, что обратная связь еще не доступна ребенку и, таким образом, неправомерно оправдывается отсутствие результативности воспитательного воздействия. Формирование контроля своих собственных действий у ребенка приостанавливается.

 Так, думается, происходит задержка и нарушение развития детей – перестает передаваться необходимый ребенку навык самостоятельности и у него формируется убеждение, что это нормально.

 Не буду здесь рассуждать о моральном аспекте таких убеждений. Скажу только, что в работе я увидела свою главную задачу в том, чтобы у детей не было такого мировоззрения в жизни, чтобы нерациональное и нелогичное «вредное и опасное» не останавливало бы их активность, а наоборот, мобилизовало их способности и возможности на преодоление ненужных опасений и трудностей. Чтобы круг вопросов и проблем, доступный их восприятию и осмыслению, стал бы их собственной задачей, которую они еще и хотели бы решать с интересом и с учетом мнения других.

Единственная деятельность, в которой дети активны, самостоятельны, работают в группе (есть другие) и которая вызывает у них неизменный интерес и неиссякаемую энергию – это игра.

 Из колоссального многообразия игр наиболее часто ставит детей в «затруднительные» групповые ситуации только «Игра по правилам». Постоянный выбор «поступить правильно или так как хочу» - сразу же создает рабочую ситуацию для тренинга поведения. Она дает детям опыт, что действие «так как хочу» делает игру не честной, не интересной, разрушает команду и, в конечном итоге, разрушает твой собственный  интерес (само дело) – игру. Опыт игр по правилам формирует у детей добровольный самоконтроль поведения, во избежание контроля со стороны партнеров по игре или опасения нарушить правила и выйти из игры. Здесь ребенку все время приходится делать выбор: «Чего я хочу больше? Играть с друзьями или настоять на своем и играть одному? Какая игра мне сейчас более интересна? Хочу ли я выиграть?». Именно в таких играх у детей  наиболее четко формируется уважение к правилу (реальности), находятся силы и энергия защищать себя и других, опираясь на него, чувствовать поддержку или осуждение окружающих тебя партнеров – появляется экспериментальная площадка для формирования опыта «считаться или не считаться с реальностью» в деле.

 Здесь мы и получаем необходимый и доступный детям по возрастным нормам уровень контроля своего поведения в направлении «хочу то, что полезно» в деятельности, поскольку игра – это основной вид деятельности дошкольника. Именно в этот момент мы получаем возможность развивать «взрослость» детей, и материал, создающий интересные темы для бесед с воспитателями и родителями.

 Кажется, что все очень просто: «Дайте детям играть – и получите необходимые уровни контролей между тем, что хочу и тем, что соответствует правилам» и на этой основе легко можно организовать взаимодействие всех партнеров детского сада по воспитанию детей. Однако, не все так просто. Существует несколько причин, которые в настоящее время вносят объективные ограничения в реализацию подобного проекта. 

 Первое ограничение касается дошкольного образования и игровой деятельности. Сейчас происходит значительное сокращение игрового времени вообще в дошкольных организациях из-за активного внедрения дополнительных образовательных программ и, в первую очередь, исчезают игры по правилам.

 Это, очевидно, связано с тем, что овладение навыками таких игр зависит от нескольких обязательных условий. Как минимум необходимо:

  • специальное первичное обучение детей правилам и игры и правилам взаимодействия в команде;
  • наличие команды играющих – группы детей (4-7 чел. и взрослый);
  • первичные навыки взаимодействия в команде игроков;
  • свободная площадка для игры;
  • свободное время для организации игр.

 Вытеснение «Игр по правилам» - одного из самых сложных видов игры дошкольного детства закономерно в данной ситуации, поскольку дети самостоятельно воспроизвести этот процесс не в состоянии, в отличие, например, от сюжетно-ролевой игры, которую они могут осваивать сами с большим или меньшим успехом. Это обстоятельство вызывает сожаление еще и потому, что «Игры по правилам» в дошкольном возрасте являются прототипом социализации в части принятия четких правил и норм взаимодействия и напрямую подводят дошкольников к моменту интеграции в общественную жизнь. Программы дошкольного образования не придают значения системному обучению детей различным видам игр – это не считается обязательным дошкольным образованием. Общество в целом не думает, что, этому надо уделять специальное внимание, создавать программы и финансировать процесс. Впрочем, этот вопрос выходит за рамки данной статьи.

Второе ограничение – это недостаточность стихийного игрового процесса, особенно, при малом количестве времени. Те, кто играл во дворах, а таких людей сейчас уже мало, знают, как часто случаются аутсайдеры в игровых командах. На самом деле очень трудно стать равным, занять достойное место среди других, более ловких, сильных, быстрых, умных, взрослых и т.д. Стихийная игра может привести к расслоению детей. У одних выработать навыки партнерства, лидерства, сопротивления неудачам,  быстроту и скорость реакций – то есть положительные жизненные установки и правила. Другие же, наоборот, могут заработать дополнительные психологические проблемы  в виде синдромов «слабаков» и «неудачников» и надолго, если не навсегда, потерять веру в себя, решительность и умение противостоять обстоятельства иначе, чем методом «ухода».

Таким образом, рабочая гипотеза сложилась приблизительно так: «Вернуть в практику детского сада «Игры по правилам». Использовать их как инструмент для формирования у детей необходимого уровня контроля своих действий в игре и других детских видах деятельности для создания условий успешного преодоления кризиса 7 лет и подготовки процесса психологической готовности к школе и дальнейшей самостоятельной социализации. Взять этот процесс под контроль педагога-психолога или специально обученного воспитателя».

 Так появился тренинг для детей дошкольного возраста на основе игр по правилам. Наиболее часто, этот курс мне хочется называть поведенческим тренингом. Но это не совсем верно. На самом деле он действует гораздо шире. Его универсальность заключается в том, что «Игры по правилам» позволяют одновременно работать с комплексом задач стоящим перед педагогом-психологом ДОУ:

 Организует систему психологического сопровождения развития дошкольников, через систему занятий.

  1. Дает возможность для диагностики личностного развития детей методом наблюдения (внимание, память, мышление, воображение, импульсивность, тревожность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, самостоятельность и др.) и формирует темы для бесед и консультирования со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.
  2. Создает условия для коррекции нарушений в развитии детей и обеспечивает свободное развитие каждого ребенка в основном виде деятельности дошкольного детства – игре.
  3. Способствует эмоциональному благополучию детей, их психическому здоровью.
  4. Создает условия для успешного развития кризиса 7 лет и дальнейшей социализации детей в школе.
  5. Формирует запрос психолога к воспитателю и родителю, создает партнерские отношения с коллективом детского сада.
  6. Обеспечивает право детей на основной вид деятельности - игру.

 Игровая деятельность дошкольников – это рабочее пространство многих специалистов детского сада. Психологи также отдают должное возможностям, которые оно открывает. Однако, думается, что любовь к сюжетно-ролевой игре и разработанность практик ее использования, на какое-то время неоправданно отодвинули «Игру по правилам»  на задний план, тем самым лишив себя, детей и родителей огромных возможностей по формированию детей в направлении «хочу то, что соответствует правилам».

 Если попробовать образно представить значение «Игр по правилам» для детей дошкольного возраста, то такой обучающий курс «расколдовывает» в детском саду территорию открытых состязаний и личных побед, где каждый ребенок становится стратегом и победителем и закладывает основы профессионального партнерства детей и взрослых.

 Такая получилась история поиска, в результате которого все-таки возникло ощущение, что удалось «словить снитч», а в руках  пресловутая «точка опоры».

 

 

 



Просмотров: 219
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Воспитание детей. Мой ребенок - что хочу, то и делаю!
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • Я БУДУ ЖИТЬ ДЛЯ ТЕБЯ (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)
  • Рождение второго: надо или хочу? Какая разница в возрасте детей лучше?
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Есть ли место свободной игре в современном мире для детей
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Любимые игры взрослых детей.
  • Кто на самом деле воспитывает детей и почему родители ни при чём
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • У меня один ребёнок и я не хочу больше детей
  • Свободны ли вы? Или чего боятся родители, отпуская взрослых детей в свободное плавание.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Выбор партнера. Хочу мужчину без детей.
  • Можно ли заставлять детей есть?
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Не хочу детей
  • Хочу ли я детей?
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского сада
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Как понять, хочу ли я детей?
  • Как понять, хочу я детей или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь