|
Игра как способ преодоления страданийАвтор статьи: Нещадим Дмитрий Владимирович
Напомню, что мы до этого говорили о ролях, которые мы играем изо дня в день, и про то, как игра используется в практической психологии и психотерапии (на примере психодрамы). О чем мы будем сегодня говорить? А поговорим о том, как можно играть, не обращаясь непосредственно к психологам и психотерапевтам. Зачем это нужно? Небольшое отступление. Здесь на помощь нам придёт философия. Как вы знаете, что философия решает основные вопросы бытия и ищет ответы на вопрос, как преодолеть страдание в жизни. Страданий каждому человеку хватает в жизни, не мне вам рассказывать про это. Даже комментировать здесь особо не нужно. Но какие способы преодоления страданий нам предлагает философия? Два варианта – это преобразование жизни или отвлечение/отказ от желаний. И каждый в свою очередь имеет ещё два варианта. В сумме итого четыре. Теперь назовём их! Первый способ – преобразование мира посредством знаний. Этим занимается наука. Второй способ – это преобразование мира по средствам чуда. Этим занимается религия. Третий способ – это отвлечение от желаний по средствам творческого воображения. Этим занимается искусство. И четвёртый способ – это отказ от желаний по средствам понимания. Конечно, этим занимается непосредственно философия. Надобно сказать, что психология по своей сути является больше философией, нежели наукой (хотя она вышла из философии и формировалась как наука, она до сих пор находится на стыке философских и научных дисциплин). Например, адепты психоанализа так и называют, что психоанализ – это философское учение, хотя сам Зигмунд Фрейд всю жизнь мечтал сделать психоанализ «чистой» наукой. К чему вы отнесёте непосредственно игру? Игра, конечно, относится к сфере искусства. Игра в театре или в кино самые яркие примеры творческого воображения для отвлечения от страданий. Порой мы часто уходим в сон, воображение и мечты, чтобы снизит боль душевных переживаний. Зачем нужно развивать творческое воображение и играть? Сразу скажу, что это не про притворство и самообман в жизни. Наоборот, это про расширение ролевого репертуара в поисках себя «настоящего». Кому из вас хотелось стать на мгновение, например, настоящим королем или королевой, стать супергероем, спасающий мир, или, наоборот, сыграть злодея и отъявленного бандита? К сожалению, в жизни на не всегда удается даже приблизиться к этим ролям. Но в наших силах порой мечты и фантазии сделать явью. Как это сделать? Идти в театральный кружок, студию, училище или институт учиться ремеслу актерского мастерства. Учится не для того, чтобы впоследствии стать актёром или режиссёром драматического театра и кино, а расширить ролевой диапазон своей жизни. Главное в обучении – это прихватить навык и внутреннею кухню, как осваивать новые ролевые горизонты в жизни. Ещё австрийский философ и психоаналитик Эрик Фромм писал о «свободе личности», которая обретается за счёт расширения своего бытия, а именно репертуара своих внутренних ролей. Чем больше вы сыграете ролей в своей жизни, тем больше степеней свободы вы обретаете, и тем больше вы приобретёте осмысленности, понимания и глубины. Тренд современного мира – это человек потребления и предельный вещизм в самом широком понимании слов (обладать брендами и вещами). Такого рода «нарциссизация» общества, где я существую, если обладаю вещами (и особенно дорогими и брендовыми вещами). Метафора египетского фараона, которого хоронят со всеми предметами его обихода, здесь подходит как никогда. Эрик Фромм называл этот путь как путь «иметь». Он противопоставлял его другому пути – пути «быть». Чтобы преодолевать страдания и развиваться как личность он рекомендовал именно выбирать путь «быть». Что же это получается, чтобы стать пиратом не обязательно покупать корабль, нанимать команду, попугая садить на плечо, перевязаться глаз и идти в плавание, чтобы грабить суда и корабли? Конечно, можно сыграть Джона Сильвера в «Острове сокровищ» в театральной студии или на сцене театра, а может даже в кино! Кто знает, как ваша жизнь сложиться. Недавно прочитал в биографии известного на весь мир французского комика Луи де Фюнеса, что в молодости он был профессиональным пианистом, исполняющим джаз в одном из ресторанов, а также преподавал игру на фортепьяно во время Второй мировой войны в Париже. Только в свои 29-30 лет он осмелился пойти учиться театральной стезе у бывшего участника труппы «Комеди Франсез» Рене Симона. Он сыграл около ста мелких ролей в театре и кино прежде, чем известность пришла к нему как актеру в его 44 года. Он был замечен критиками и зрителями в фильме Ива Роберто «Не пойман – не вор» в роли браконьера Блеро. На мой взгляд, психология помогает понять и переосмыслить себя и свою жизнь, а игра как один из способов преодоления страданий помогает через творческое воображение расширить взгляд на свою жизнь и сделать ее разнообразнее. Можно сказать, что сочетание психологии и искусства просто термоядерная смесь (два в одном). Помните, что вы творец своей жизни! Важно также понять, что зачастую все препятствия и ограничения у нас в голове, а не в окружающем мире (хотя как порой хочется за них спрятаться и не покидать свою «зону комфорта», как бы там плохо не было). В качестве лайфхака сегодня будет моя рекомендация присмотреться к театральной деятельности вашего города. Какие вы знаете театры? Какие театральные студии в городе есть? Есть ли театральное училище или институт? Возможно, вы не смотрели до этого на психологию и игру как способы преодоления страданий. В завершение сегодняшней встречи комплимент дня – ты очень обаятельный и харизматичный, что в тебя сложно не влюбиться! © Дмитрий Нещадим Тема: «Игра как способ преодоления страданий» (Мост Перемен, Вып. 38 соответственно от 25.02.2020) Вы можете записаться ко мне на консультацию как онлайн, так и очно. Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|