|
Эффективное взаимодействие с агрессивными детьмиАвтор статьи: Ольховатова Анна Васильевна
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Деятельность средств массовой информации, рекламные ролики, поток печатной продукции, специфические кинопроизведения, заполненные сценами насилия, обмана, компьютерные игры агрессивной тематики провоцируют формирование агрессивного поведения ребенка, делая его взрослым в собственных глазах – «научают» действовать агрессивно. Интенсивное внедрение западной культуры в России привело к деградации молодой личности и духовных ценностей россиян, культу насильственных действий, наркотиков, сексуальной распущенности среди малолетних. В научной литературе существует множество точек зрения относительно понятия «агрессия», какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии: «Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». [1, 2, 3] Таким образом, агрессия, независимо от того, в какой форме она не проявлялась бы, представляет собой определенный способ поведения личности, направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. В психологии также отмечают, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя, что определено термином аутоагрессия. Указанная выше проблематика является предметом исследования психологов на протяжении многих веков и рассматривалась с различных позиций, имея при этом междисциплинарный характер, — с точки зрения философии, психотерапии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблематика стала предметом систематического научного исследования в психологии, поэтому очевидно, что не на все возникающие в данной сфере вопросы, имеются ответы. В детской психологии агрессия – это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей [4]. Известно, что выражение агрессии может происходить различными способами, включая такие как словесное оскорбление, порча личного имущества, физическое насилие. Согласно экспертным заключениям и исследованиям, дети с агрессивными поступками склонны быть крайне раздражительными, импульсивными и очень беспокойными. В современной теории и практике нет единого мнения, комплексного исследования, раскрывающего причины агрессивности у детей. Многие психологи считают, что такое поведение является врожденной и инстинктивной проблемой [5]. Другие ученые-исследователи, предполагают, что утрата общепризнанных семейных и культурных ценностей, изменение принципов формирования традиционной семьи, недостаточное внимание к воспитанию детей и социальная отдаленность ячейки семьи приводят к проявлению агрессивного поведения у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей формируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств [6]. Рассмотрим некоторые из различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. Например, А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений:
Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития [8]. Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло [9]. В теории социального учения, определено, что чем чаще человек совершает агрессивные действия и поступки, тем в большей степени такие действия и поступки становятся неотъемлемой частью его поведения и психологического становления. В этом заметную роль играют родители, которые своим примером, не осознавая этого, могут обучить ребенка проявлению агрессии и подобного рода поведения. Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [7]. Таким образом, из приведенных определений, можно сделать вывод, что агрессия — это всякого рода действие, а агрессивность – это готовность к осуществлению таких действий. Анализ литературы показал, что Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрации, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер) [10]. Отметим, что агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может проявляться в результате реализации межличностных взаимодействий и провокаций. При этом вербальная и невербальная провокация вызывает агрессивные физические действия (нападение, насилие и т. д.). Кроме этого, различные особенности внешней среды, в которой находится человек, повышают или снижают вероятность возникновения и проявления агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые сгруппированы в пять блоков:
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая из обозначенных проявляется в момент наступления опасности и носит оборонительный характер. Как только возникшая опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность, и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [12]. Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах таких авторов как Г.А. Андреева, В.В. Знакова, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, Т.Г. Румянцева и др., где отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию термина агрессии и агрессивности, и проведению всестороннего анализа различных аспектов проявления агрессивного поведения – биологические, социальные, психологические факторы. В указанных работах, современные психологи различают два типа агрессии у ребенка:
Исследователи отмечают, что дети с более низким уровнем развития более склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети. демонстрирующие хищную агрессию, умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию. В психологии существует различие между уровнями агрессии у разного пола детей. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети - более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные. У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии. Важно отметить, что агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Существует множество теорий по этому поводу. Анализ литературы по данной проблеме позволил выделить следующие причины, которые условно можно разделить на две группы: внутренние внешние. К группе внутренних причин относятся:
К группе внешних причин можно отнести:
Все перечисленные факторы, в большей или меньшей степени влияют на формирование агрессивного поведения у ребенка. Но большинство специалистов сходятся в одном мнении, что первостепенное значение в плане становления агрессивного поведения принадлежит семье, поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. В.И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
Между тем известный австралийский психотерапевт В. Оклендер отмечает: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды…У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию» [14]. Данный подход я считаю базовым правилом к пониманию агрессивного поведения ребенка и отправной точкой для оказания ему действенной помощи. Исходя из характеризующих агрессивных детей особенностей работу можно вести в следующих направлениях:
В целом, можно заключить, что агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого [15]. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики некоторые психологи рекомендуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам [16]. Таким образом, психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности проблемного ребенка. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.
Использованная литература: 1. Кордуэлл М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь- справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с. 2. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2005. - 501 с. 3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с. 4. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.Д. Эльконин. М., 2008. – 384 с. 5. Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 c. 6. Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: ВладосПресс, 2010. - 288 c. 7. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с. 8. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. – 448 с. 9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») : Пер. с нем. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. — 272 с. 10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон — СПб: Питер, 2001. — 352 с. 11. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: учебно-методическое пособие/составитель Л.В. Шипова. – Саратов, 2016. – 56 с. 12. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э. Телятниковой. — М.: АСТ, 2006. — 635 с. 13. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети/ В. Гарбузов. - СПб: Астрель, 2006. - 351 с. 14. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Оклендер В. – М.: Независимая фирма «Класс» , 2003. – 336 с. 15. Лешли К.С. Основные нервные механизмы поведения / Ж. Психология. Т. III. Вып. 3. Отв. Ред. К.Н. Корнилов, 1930. 16. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. — М.: Педагогика, 1983.—160 с.
Статья написана в соавторстве с Н.А. Стрельниковой и опубликована в журнале "А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки)" №2, 2017. – раздел: психологические науки Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|