Женские сценарии в "Игре престолов"

Данная статья написана по материалам курса и книги Юлиии Зотовой и Марии Летучевой "Ееще раз о папе". Автор благодарит Марию Летучеву за помощь в написании статьи. Анализ сценариев отношений представлен в книге "Все дело в папе" Юлии Зотовой и Марии Летучевой. В статье автором рассматриваются женские сценарии отношений на примере книжной серии "Песнь льда и пламени" и сериала "Игра Престолов".

Рассматривая женские сценарии, которые формируются в семьях автор статьи долго размышлял о том, в каком произведении можно найти одновременно все возможные варианты. Такое произведение нашлось достаточно быстро -  "Игра престолов", серия книг Дж. Р.Р. Мартина и сериал по ней.

Женские сценарии формируются в достаточном раннем возрасте при взаимодействии ребенка в рамках триады : мама, папа и дочь. Сами женские сценарии и особенности психологической работы с ними описаны Юлией Зотовой и Марией Летучевой в книге "Все дело в папе."

Автор не претендует на скрупулезный анализ фактов жизни и воспитания женских персонажей "Песни льда и пламени", а пытается проявить особенности характера каждой из героинь.

Женщина в рамках отношений с противоположным полом может проявляться активно или пассивно. Для начала рассмотрим пассивные сценарии - "Золушка" и "Спящая красавица".

Итак "спящая красавица" - это сценарий, в котором мама вытесняется на второй план, а у дочери достаточно близкие отношения с отцом. При этом во взрослых отношениях девочка, выросшая в такой семье просто "не видит" мужчин. Если говорить о балансе достоинства и связи, то в рамках таких отношений утеряна связь с матерью и с женским в себе. В "Игре престолов" этому сценарию соответствует Лилли (Гилли). Дочь и одновременно жена Крастера, в отношениях с отцом которой присутствует инцест. Ее от сна пробуждает Сэм Тарли, который защищает ее и сына сначала от Крастера и дозорных, а затем и от белых ходоков. В рамках выхода из сценария "спящая красавица" превращается в Шахрезаду: умную, яркую, манящую. Удается ли это перевоплощение Лилли - вопрос открыт, но она в сериале учится читать и помогает Сэму в поисках лекарства от серой хвори и оружия против белых ходоков, попутно выясняя информацию об истинном происхождении Джона Сноу. В итоге у Лилли и Сэма должен появиться общий ребенок, а Сэм становится архмейстером семи королевств, но в этом случае непонятно: находятся ли они в отношениях, являются ли семьей, ведь архмейстер не должен иметь семьи.

"Золушка" - это сценарий, в рамках которого девочка оказывается вытесненной из семейной системы, и для того, чтобы быть как бы заново включенной в нее, ей следует подтверждать лояльность этой семье, поскольку в каждый момент ребенку грозит исключение из семьи и это равносильно гибели. Если говорить о балансе достоинство-связь, то здесь нарушено достоинство. Девочка является плохой и недостойной своей семьи и поэтому она стремится к интеграции в семейную систему любой ценой. Этот сценарий в фильме и сериале реализует Санса Старк, которая хочет быть хорошей и соглашается стать невестой принца Джоффри. Она проявляет лояльность к своему жениху, когда убивают ее волка, к семье будущего мужа, когда она рассказывает королеве о своем отце и письме Станнису, когда во время войны она пишет письмо брату с просьбами о переговорах, когда несмотря на все свои унижения отказывается сбежать из столицы с Сандором (Псом) Клиганом, когда ее насильно выдают замуж за карлика Тириона Ланнистера. При этом Санса Старк не оказывает активного сопротивления. Даже отравить самостоятельно садиста Джоффри она не может, в итоге это делают без ее ведома Тирреллы и Мизинец, закрепив кристаллы с ядом на вуали Сансы. Когда она наконец сбегает из королевской гавани, то перестает следовать семейной системе несостоявшегося мужа, возможно из-за его смерти, возможно из-за потери части своей семьи. При бегстве с Мизинцем Санса меняется - она сбрасывает с утеса свою тетку Лизу Аррен, пытающуюся ее убить из ревности к Петиру Бейлишу. Санса в сериале становится женой еще одного садиста - Рамси Болтона из-за стремления быть хорошей. (В книге судьба Сансы неизвестна, предполагается брак с одним из Арренов, а к Рамси попадает ее подруга). В итоге,  после насилия собственного мужа, Санса сбегает в ночной дозор со сломленным Теоном Грейджоем, а после победы своего брата-бастарда Джона Сноу жестоко расправляется с садистом, скормив его собакам. Однако при этом она сначала не становится королевой севера, отдавая первенство Джону Сноу, а занимается подготовкой замка к ближайшей зиме и предстоящей битве с белыми ходоками. В финальном сезоне сериала можно увидеть превращение "Золушки" в хозяйку - королеву севера, готовую на все ради своих подданных.

Рассмотрим теперь сценарии, в которых женщина активна - это "Принцесса" и "Героиня".

Сценарий "Принцесса" реализуется в семьях, где отец занимает достаточно низкое и незначимое по отношению к матери положение. Такое отношение девочкой переносится на остальных мужчин, то есть почти любой мужчина оказывается недостоин прекрасной принцессы, и здесь совершается отказ от связи в пользу достоинства в рамках диады достоинство - связь.

Сценарий "Принцесса" - в сериале реализует Серсея Ланнистер, которая была обещана в жены принцу Рейгару Таргариену своим отцом. Но в итоге принц женится на другой, вспыхивает восстание Роберта Баратеона и в конце концов принц Рейгар погибает. Мужем Серсеи становится победитель - король Роберт Баратеон, казалось бы очень достойная партия, но выясняется, что Роберт любит свою погибшую невесту - Лианну Старк и не идет ни в какое сравнение с покойным принцем Рейгаром. Оба этих факта служат для того, чтобы супруги начали конкурировать между собой. В первой книге "Песни льда и пламени" и пилоте сериала видно, что муж для Серсеи явно недостойный человек. Из героя войны он превратился в пьяницу и бабника, а также имеет бастардов на стороне. Это очень злит Серсею, ведь она же прекрасная принцесса, приз для победителя  поэтому ее выбор и недоступный в реальной жизни и очень достойный человек, от которого имеет детей - собственый брат Джейме Ланнистер, рыцарь королевской гвардии, герой. Но есть ли отношения между Джейме и Серсеей, я полагаю, что отчасти, ведь реальные баталии она ведет с мужем за право быть королевой, за право быть наследниками престола для своих детей, за право править и властвовать.

К сожалению, из своего сценария Серсея не выходит, она становится королевой, но не такой, как ее муж и постоянно сравнивает себя с ним, постепенно погрязая в пьянстве и разврате, то есть всем том, что особенно раздражало в муже. Серсея с помощью интриг и подкупов попутно борется с врагами - истинными и мнимыми: бастардами и братьями короля Роберта, семьей Старк, семьей Тиррелл и Дейнерис Таргариен. Отношения с мужчиной Серсея не выбирает, последовательно отвергая Лораса Тиррелла и Эурона Грейджоя. До конца с ней остается только ее брат Джейме Ланнистер, с которым она погибает под сводами королевского замка.

Сценарий "Героиня" реализуется в семьях, где отец в принципе мало присутствует и проявляется в жизни семьи. Это могут быть любые формы отношений родителей на расстоянии, например занятой отец (длительные командировки, жизнь в другом городе или стране) или это зависимый человек. Для дочери каждое взаимодействие с отцом воспринимается как праздник и она готова любыми способами, проламывая все мыслимые и немыслимые границы, сражаться за папу с ветряными мельницами. Такая женщина может выбирать партнеров, которых надо спасать, часто находится в созависимых отношениях, согласитесь, это очень по-героически выводить из запоя алкоголика или оказывать помощь больному или слабому человеку. Если говорить балансе связь-достоинство, то здесь девочка выбирает связь и придает ей большое значение, появляется склейка  понятий: помогаю= важная, пусть даже этот процесс происходит в ущерб здоровья и ресурсов любой из сторон. Тип "Героиня" при благоприятном исходе может перейти в отношения "Боевая подруга", где женщина стоит наравне с мужчиной и они помогают друг другу.

В сериале автор нашел несколько героических сценариев и предлагает рассмотреть их.

В сериале героический сценарий представляют две девушки-рыцаря, которые реализуют Бриенна Тарт и Арья Старк. Рассмотрим  более подробно сценарий Арьи Старк.

В самой первой серии нам показывают жизнь семьи Старк до приезда короля Роберта Баратеона в Винтерфелл: вторая дочь Эддарда Старка - Арья ведет себя как настоящий сорванец. Она не хочет шить и вышивать, а тайно упражняется в стрельбе из лука, в которой превосходит своего брата Брана. Точный выстрел в центр мишени вызывает одобрение отца и недовольство матери. Этот момент получите продолжение в том, что Арье ее сводный брат Джон Сноу подарит меч- "Иглу", а отец наймет учителя фехтования. Здесь очень интересно выражается любовь отца к дочери - "Ты девочка, но я не знаю что с тобой делать. А что делать с мальчиком - знаю. Давай я буду учить тебе как мальчика и мы станем ближе."

Арья - акитвна она не остается в стороне когда Джоффри несправедливо наказывает ее товарища по тренировкам - сына мельника, которого по приказу принца убивают. Она выпускает на свободу свою волчицу Нимерию, которая покусала Джоффри и за это ее приговорили к казни. Девочка сбегает из королевского замка, когда ее отец арестован и обвинен в предательстве.

Арья проходит трансформацию из девочки в мальчика, когда она покидает Королевскую Гавань вместе с Йорреном - братом ночного дозора, везущим заключенных на Стену. Арья оказывается вместе с мальчишками из бедных кварталов Королевской Гавани, которые принимают ее за мальчика и здесь ей приходится тщательно скрывать, что она - девочка из Старков и ее выдадут врагам Ланнистерам.

Обратная трансформация из мальчика в девочку для Арьи происходит, когда она вместе со своими друзьями - мальчишками из обоза Йоррена попадает в Харренхолл в услужение Тайвину Ланнистеру. Перед попаданием в Харренхолл Арья освобожает воина-безликого Якена Х'Гара, который обещает Арье три смерти за три спасенные из огня жизни. Деовчка пользуется этим правом: называет имена тех, кто пытает людей или пытается предать ее, а в третий раз она называет имя самого Якена, чтобы он помог девочке и ее друзьям покинуть Харренхолл. На прощание Арья получает монету из Браавоса - возможность обучения у убийц- безликих.

Арья совершенствуется как воин в путешествии по речным землям вместе с Сандором (Псом) Клиганом, а впоследствии и как безликая в Браавосе. Кроме этого Арья одержима личной местью, у нее есть свой список тех, кого она бы хотела убить, часть из этих людей умирают не от ее руки (Джоффри, Григор Клиган, Щекотун),  некоторых Арья убивает сама (Меррин Трант, Уолдер Фрей), а от мести Псу и Серсее  девушка отказывается. Для Арьи месть - это своего рода установление справедливости и именно месть не позволяет девушке стать безликой, то есть отказаться от того, что определяет ее как личность. Для девушки отомстить - это и про принадлежность своей семье, роду Старк, поскольку важное место в списке занимают те, кто предал ее родных. Отказ от мести Серсее - это и примирение с Псом, и сохранение себя, поскольку месть сжигает изнутри и об этом говорит девушке Сандор Клиган, которого она прощает и признает близким человеком.

Арья - спасатель, часто попадает на эту роль, она спасает невинных в Харренхолле, используя безликого Якена, спасает актрису в Браавосе, за что чуть не погибает от руки девушки-безликой, спасает Винтерфелл и всех живых Вестероса, убивая Короля Ночи.

Если говорить про отношения, то у Арьи они выстраиваются с Джендри - бастардом короля Роберта Баратеона. Впервые они встречаются в Речных Землях, когда Арья выдает себя за мальчика, но Джендри распознает обман и молодые люди открывают друг другу свое происхождение. Во второй раз Арья и Джендри встречаются при осаде Винтерфелла армией мертвых и здесь они открывают друг другу свои чувства и проводят ночь. После битвы, и признания Джендри наследником Штормового Передела он делает предложение своей возлюбленной, являясь ей равным по статусу, но Арья отвергает парня, выбирая не отношения, а собственное развитие.

Второй девушкой, реализующей героический сценарий является Бриенна Тарт. Давайте попробуем провести параллели между историями девушек-воинов.

 Обе они проходят своеобразную инициацию как воина: Бриенна - вместе с Джейме Ланнистером в речных землях, а Арья  - путешествуя с Псом и находясь у безликих в Браавосе. Отношения с мужчинами у девушек-рыцарей все же случаются: у Арьи с Джендри - бастардом короля Роберта, у Бриенны - с Джейме Ланнистером и Тормундом. Но эти девушки не выбирают отношения: Бриенна становится командиром королевской гвардии, а Арья решает путешествовать. Последний сценарий объединяет в себе активную и пассивную части и называется "Заколдованная".Если говорить об этом сценарии, то его достаточно наглядно показывает царевна-лягушка из одноименной русской сказки. Сценарий проявляется в семейной системе, где происходит травмирующее событие. Под его влиянием ребенок выходит из семьи, но испытывает желание принадлежать системе. В этом случае девочка себе очень хорошо объясняет, что система - хорошая, а она - нет. Такие люди очень часто имеют хорошие когнитивные способности и могут объяснить себе и другим причинно-следственные связи между событиями. Вступая в отношения "Заколдованные" либо держатся на достаточно большой дистанции либо сразу попадают в слияние, причем делают они это достаточно легко, входя и выходя из любых отношений.

Сценарий "Заколдованной" в "Игре престолов" реализует красная жрица Мелиссандра. Она появляется на службе у Станниса Баратеона во время войны пяти королей. Мелиссандра, использует свои магические силы для того, чтобы убрать соперников короля за трон. Станниса красная жрица считает избранным. Тень короля, созданная Мелисандрой убивает Ренли Баратеона, его родного брата. Также жрица проводит ритуал с пиявками на Джендри - бастарде короля Роберта и хочет принести парня в жертву божеству, которому она служит - Владыке света. Дальнейшие события складываются следующим образом: Джендри от жертвоприношения спасает Давос Сиворт - десница короля, четыре коронованных противника Станниса умирают насильственной смертью. Станнис Баратеон терпит серьезное поражение под стенами Королевской Гавани, возможно из-за того, что не взял с собой красную жрицу и это служит причиной переброски остатков войск на север. Там резиденцией Станниса становится ночной дозор, где начинаются приготовления к сражению с Болтонами, захватившими северные земли и Винтерфелл - родовой замок семьи Старк. Перед началом штурма захваченного Болтонами замка начинается сильная метель, для того, чтобы она прекратилась Мелиссандра приносит в жертву Владыке света принцессу Ширен - единственную дочь короля Станниса. Однако штурм Винтерфелла оканчивается неудачей и погибают почти все войска Баратеонов во главе со своим королем. Красная жрица понимает, что предсказания о Станнисе как о великом воине света были ложными и в пламени она видит Джона Сноу, которого считает избранным. В черном замке можно увидеть двойственную природу Мелиссандры: ночью она снимает ожерелье и превращается из молодой и красивой женщины в дряхлую старуху.

В это время в ночном дозоре происходит восстание, в результате которого убивают Джона Сноу - командующего дозором. Мелисандра воскрешает убитого, но командующий не берет красную жрицу себе на службу, изгоняя ее.

Далее Мелиссандра едет на юг и встречается с Дейнерис Таргариен, убеждая ее встретиться с Джоном Сноу - королем севера и заключить с ним союз. Также она делает предсказание о том, что встреча с королем Севера важна в грядущей войне с мертвецами,  а также о своей смерти и смерти Вариса, который служит Дейнерис в Вестеросе.

Последний раз Мелиссандра появляется перед битвой с мертвецами: зажигает стальные клинки дотракийцев, делая их смертоносными для нежити. Воспламеняет она и крепостной ров вокруг замка, чтобы могли спастись уцелевшие из авангарда солдаты. Во время штурма замка живыми мертвецами Мелисандра делает важное предсказание Арье Старк, что именно девушка сможет убить короля мертвецов. После победы живых, зная что ее миссия завершена красная жрица снимает с себя ожерелье и умирает. Мелиссандра не выходит из своего сценария, поскольку все рассмотренные отношения входят в рамки слуга - сюзерен, а не мужчина - женщина.

Сценарий  "Заколдованной "реализует Дейнерис Таргариен, она же мать драконов разрушительница оков, кхалисси великого травяного моря, и т.д.

Это очень неоднозначный персонаж. С одной стороны у нее много тяжелого опыта: она- сирота и дочь безумного короля, которая боится повторения негативного отцовского опыта, но девушка пока ничего не проявила, однако ее подозревают в дурной наследственности.

У Дейнерис есть старший брат Визерис, который издевается над сестрой вплоть до сексуального домогательства. В первых сериях Дени не умеет "отправлять агрессию по адресу" и пытается причинить боль себе, когда погружается в горячую ванну, но у нее обнаруживаются сверхспособности - огонь и жар не причиняют девушке никакого вреда. Кроме того, у Дейнерис есть связь с драконами: она почувствовала жизнь в почти окаменевших яйцах и брала их с собой в постель. Она дает жизнь своим драконам на погребальном костре мужа кхала Дрого, чувствует их в башне колдунов Кварта,  и это качество перерастает в настоящие полеты на драконах в последней изданной книге и седьмом и восьмом сезонах сериала. Дени всегда защищает своих драконов, говоря, что они - ее дети, и "Драконы - не рабы!"

Самоповреждающее поведение, достаточно характерная черта для "заколдованных", это может быть одним из способов возврата в реальность, а может быть и способом наказать себя за собственную плохость. Например, она, чувствует вину за смерть мужа Дрого и сына Рейго, поэтому и идет на костер с драконьми яйцами. Дени рискует всем, в том числе и  собственной жизнью, когда сжигает башню колдунов в Кварте и великих Кхалов в Вейс Дотрак, а в последней серии сжигает уже сдавшуюся столицу, поскольку переносит самоотвержение на Королевскую Гавань и людей, которые там живут.

Дейнерис часто путает плохое и хорошее, преданных ей людей она отсылает подальше, а предателей - приближает. Первый случай - это гибель любимого мужа по ее вине. Дени наивно думает, что раз она спасла от смерти колдунью Мири Мааз Дуур, то последняя обязана спасти ее мужа, который завоевал овечий народ. Мотив личной мести кхалиси воспринимает как невозможный. Дейнерис приближает к себе предателей Даарио Нахариса, который убивает других капитанов младших сыновей и приносит королеве их головы. Вариса, который предал ее отца, перейдя на службу к Роберту Баратеону, а потом и Баратеонов-Ланнистеров. Тириона Ланнистера, который убил своего отца и любовницу, будучи несправедливо осужденным и пытаясь бежать из Королевской Гавани. Для установления порядка в Миейрине Дени планирует выйти замуж за Гиздара Зо Лорака - одногно из работвладельцев, явно связанных с сынами гарпий, убивающих сторонников королевы.  А отдаляет от себя она тех, кто уже доказал свою преданность - Джораха Мормонта, который не раз спасал ей жизнь. Потом Даарио Нахариса, который проявил себя как военноначальник и у которого роман с Дени.

Дени проявляет и черты других сценариев - например героического,  когда в заливе работорговцев Дейнерис освобождает рабов и пытается показать бывшим рабам важность свободы, но ее усилия оказываются тщетными. Часть рабов хочет снова служить бывшим хозяевам, которых не устроили новые порядки. В двух городах режим, установленный Матерью Драконов свергают, а в третьем - начинаются беспорядки и жесткое сопротивление власти королевы. В этом эпизоде спасательство Дени проявляется в достаточно явном виде, и героиня из спасателя становится агрессором, поскольку об активных действиях мать драконов никто не просил: ни рабы, ни рабовладельцы.

Дейнерис подчиняет себе все войска дотракийцев, сжигая в пламени всех кхалов, которые хотят ее уничтожить. Это тоже проявление силы  и перепутанности в аспекте: кто не с нами, тот против нас.

Как и любая "Заколдованная" Дейнерис пытается расколдоваться, находя разных партнеров: сильных и брутальных кхала Дрого и Даарио Нахариса и очень винящего себя Джона Сноу.  Пожалуй ту самую нужность, принадлежность системе и любовь дает ей именно Дрого. Если бы Дени не доверила жизнь своего мужа колдунье, то у нее был бы шанс реализовать себя в материнстве, в качестве жены кхала- повелительницы драконов и королевы доткракийцев. Даарио Нахарис изначально не равен Дени по статусу, он - наемник, а она - королева, и несмотря на преданность мужчины он не может быть по-настоящему вместе со своей любимой. Выгодный династический брак в Весетеросе - одна из причин разрыва этой пары.

Джон Сноу вроде бы равен Дени по статусу, он на момент седьмого сезона является королем Севера, но Джона считают бастардом, да и он преклоняет колено перед Дейнерис, то есть ставит ее выше себя. Дени воспринимает это как слабость, и думает, что в конечном итоге Джон останется лишь консортом и не сможет заявить права на престол как истинный наследник Таргаренов. Истинное происхождение Джона Сноу ставит Дени в тупик, поскольку он - истинный наследник престола и она вынуждена будет уступить трон ему, боль тайны и страх предательства - это те чувства, которыми поглощена Дейнерис в восьмом сезоне. Самоотвержение, перенесенное на столицу в глазах Джона делают его возлюбленную опасной и непредсказуемой и поэтому он делает роковой выбор.

 



Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь