Когда друзья, уставшие после утренней пробежки, подошли к крылечку домика, на желтых лакированных перилах которого еще поблескивали капельки росы, в приоткрытое окно выглянула Наталья:
- Ребята, после душа – проходите сразу на веранду. Да, и ты, зайка, тоже не стесняйся. Мы с мужем рады слышать молодые голоса. А у меня как раз плюшки поспели…
Косой обернулся и посмотрел на плетеную из ивовых прутьев корзину, что стояла возле грядок с зеленой кудрявой ботвой.
- Да не переживай ты за морковь! Я для тебя, тренера моего Коли, еще две грядки посадила.
Заяц скосил глаз на Колобка:
- Ну да, Коля! – засмеялся тот. – Слушай, а давай мы тебе тоже имя придумаем? – Какое хочешь?
- Костя, - тихо произнес тот.- Мне нравится это человеческое имя, - и вдруг спросил. – А зачем нам быть людьми?
- Интересный вопрос, - задумался монстрик. – Мы живем в волшебном мире, где звери ведут по-человечески. Поэтому, думаю, стоит задать себе вопрос не «зачем» а «как»? – Вот я, отрастил себе ноги…
- Хи, - засмеялся косой. – И теперь тебя лиса точно не съест!
- Это почему?
- Так ты на ее носу теперь не поместишься – большой, тяжелый. Да еще – с ногами!
- Гм… А если она – незаметно подкрадется?
- Это да… Значит тебе не хватает одного очень важного для людей качества – решительности! Это когда ты поступаешь – не особо раздумывая.
- А как можно приобрести это качество?
- Только одним способом – научиться. - Тут заяц ненадолго замолчал, а потом поднял вверх большой палец. – Во! Используем метод наблюдения.
Баба Наталья накрыла стол на уютной открытой веранде, и друзья расположились в плетеных креслах.
Колобок нажал на кнопочку пульта и включил свой любимый мультик «Маша и медведь».
На экране монитора свинья вольготно устроилась в луже. И быстренько ушла на дно, стоило лишь её маленькой хозяйке появиться на пороге.
- Достала она всех! – засмеялся косой. – Наш человек!
- Слушай, а они вот все сейчас – решительно поступали? И домашние животные, и девочка, которая только что побежала в лес, погнавшись за яркой бабочкой?
- Вообще-то «да». Только у них «решительность» - разная.
- Вот, смотри. Поведением зверей управляют инстинкты. Один из самых сильных – инстинкт безопасности. И они нападают, когда опасность – небольшая. Бегут – когда считают, что не смогут с ней справиться. Или замирают на месте, когда считают ее огромной… вот как обезьяны перед удавом Каа в мультике про Маугли.
- Значит, - тут уголок губы Колобка пополз вверх, - и ты бежишь от опасности, потому что…
- Потому что я – маленький и беззащитный, - досадливо отмахнулся заяц. – Но люди поступают по-другому, ведь их поведением руководит разум!
- А Маша? Вот когда она побежала в лес? У нее – разумная решительность?
Тут хлопнула дверь соседнего коттеджа, расположенного неподалеку, и на металлическое крыльцо выскочил шестилетний парнишка – сын бизнесмена Сергея Палыча.
Мальчик задумчиво посмотрел на большую лужу, которая появилась после недавнего дождя на дороге, лежащей за воротами их дома, которые сейчас были открыты. Потом почему-то потер рукой место чуть пониже спины и скрылся в прихожей.
Через несколько минут он вновь появился на улице в ярком прорезиненном комбинезоне, и маленькие сапожки дробно простучали по ступенькам крылечка.
А затем вихрастая голова мальчишки, зашедшего в лужу, показалась в проеме ворот. И сколько удовольствия было написано на его круглом лице!
- А теперь внимательно смотри, Колобок, - строго сказал заяц. – Вот тебе два примера. Маша и соседский Петька. В чем отличается их поведение?
Монстрик задумался, анализируя информацию. Ему сразу захотелось вновь подключиться к старенькому системному блоку компьютера, стоящего в комнате городской студентки-внучки стариков, которых он уже давно стал считать своими родителями. Чтобы получить подсказку на вопрос.
- Наверное, Маша не продумала последствия своего поступка.
- Верно. А Петька?
- А мальчик потер «пятую точку». Видно, уже получал от отца, когда пытался влезть в лужу без комбинезона и испачкался. Кстати, я для этого тоже ноги отрастил – чтобы грязь во время тренировок на лесных тропинках на себя не собирать! – похвастался Колобок.
- Молодец! – рассеянно похвалил серый «учитель», - но сейчас разговор не об этом. Детей бизнесменов – таких, как Петька – сызмальства учат «просчитывать риски», то есть дают им некоторую свободу действий, но строго спрашивая за последствия их поступков. Чтобы те приучались нести ответственность за свои действия и не допускали ошибок в будущем.
- А можно ли развить этот навык самому?
- Да. Для этого:
1. Нужно записать на бумаге все возможные последствия своего поступка – как позитивные, так и негативные.
2. Определить вероятность того, что может произойти.
3. Прописать – что будешь делать, если случится что-то неприятное.
- А теперь, потренируйся, Коля – колобок. Скажи мне, как должна была поступить Маша, прежде чем бежать одной в лес?
- Сейчас за бумагой и ручкой схожу, - поднялся с кресла монстрик и через некоторое время вернулся.
- Так.
Первое. Маша может нагуляться в лесу и вернуться. А может заблудиться. Или на нее нападут звери и съедят.
Второе. Вероятность благополучно вернуться была бы высокой, будь девочка осторожной и гуляй она лишь возле дома. Но это – не так. Значит, вероятность ее гибели - возрастает.
- Верно. Дальше.
- Третье. Что будет делать Маша, если заблудится или увидит дикого зверя? Позовет на помощь! Значит, надо не только использовать громкий голос (он у нее и так – как ультразвук), но и Шарика отвязать. Да и свисток не помешал бы – чтобы собаку позвать. А еще приемчики самообороны, которые все дети знают – каблучком по коленке или в пах заехать…
- А потом она приручит Мишу… И с таким защитником ей вообще никто не будет страшен! – одобрительно добавил заяц, - ты ведь видел водителя внедорожника вашего соседа, Сергея Палыча? Точно – как медведь. Морда «во», квадратная… Телохранитель!
Колобок удовлетворенно захлопнул тетрадку. Он еще «пропишет риски» встречи Лисы и своей гибели. Гипотетической.
А на сегодня урок окончен.
Если вам предстоит принять важное решение (например, предстоит расширение или открытие бизнеса), и вы чувствуете неуверенность – жду вас на консультацию:
WhatsApp 8 937 598 49 11
или можно записаться на б17, зарегистрировавшись и пройдя по ссылке: нажми здесь
© Елена Ольхович. Авторский материал. Все права защищены.
(продолжение – следует)