|
Это волшебное слово... горшокАвтор статьи: Надежда Нога
Это нормальная часть жизни, поэтому относиться к теме развития детей лучше уважительно, спокойно и буднично. То есть, не хлопать в ладоши, не акцентировать лишнее внимание и не устраивать по каждому успешному случаю праздник. С другой стороны - не ругать, не сердиться, не заставлять, не позорить, не заискивать и не подкупать, не выставлять этот процесс на всеобщее семейное обозрение, не сюсюкать и называть всё своими именами. Важно не отвлекать во время процесса другими делами и занятиями - не читать, не включать мультфильмы, не давать в руки игрушки. На самом деле это самый важный момент самостоятельности, независимости и самоуважения для ребёнка от 1,5 до 3-х лет. Важным моментом является, прежде всего, зрелость мозга, нервной системы. Умение управлять сфинктерами выделительной системы относится к мелкой моторике. Чтобы начать самостоятельно пользоваться горшком, ребёнку необходима зрелая иннервация - нужно вовремя успеть понять позыв своего тела и уметь сдержать этот позыв до горшка. Задача взрослых - подготовить среду - в частности, нужно приобрести подходящий по размеру и форме удобный горшок (без картинок и музыки) и, хорошо подумав, определить ему уютное укромное постоянное место. Да, важно постоянное место для горшка. Порядок и постоянство помогают ребенку, дают чувство комфорта и безопасности, способствуют нужному настрою. А перемещение горшка по дому в поисках нового места может помешать.
Часто детям нравится, когда их маленький горшочек находится в туалете, то есть как у всех. Бывает, что ребёнок готов пойти в туалет с мамой или со старшим ребёнком за компанию. Некоторые дети категорически не принимают горшков, но готовы попробовать, как все, воспользоваться взрослым унитазом. Тогда можно использовать ступеньки и накладки на унитаз, причем, взять пару разного цвета, чтобы ребёнок имел возможность выбора. Выбор очень помогает снять протесты, когда в период отрицания малыш на всё говорит "нет". Опуская все вопросы, на которые можно ответить отрицательно, сразу спрашиваем - какую накладку выбираешь? Можно использовать интерес к стульям - в этом возрасте дети любят детские стульчики - залезать, садиться, вставать, - и приобрести стул-горшок. Очень многим детям этот способ помог. Важно, что в этой теме, в периоде развития есть достаточно большой перерыв, который длится от 2 до 3 лет. Если вам не удалось помочь ребёнку перейти на горшок до 2-х лет, отложите, не настаивайте, не трогайте сами эту тему. А с 3-х сможете продолжить, если ребёнок не придёт к этому самостоятельно, может быть даже вопреки, таков уж он, это период отрицания! Если родители используют приёмы насилия, заставляют пользоваться горшком, удерживают на горшке, делают из этого трагедию, у ребёнка могут начаться запоры, что очень опасно для здоровья малышей. Проблема может оставаться долгие годы. Например, в моей практике был случай, когда подросток страдал от невозможности воспользоваться туалетом в школе, как все дети. Только на уроке он мог отпроситься и, взяв ключ от учительского туалета, успешно посетить его. Так родители, сами того не ведая, могут создать проблемы своим детям.
Кроме этого, важно вместе устранять последствия "аварии" - ребёнок может самостоятельно складывать в корзину для стирки мокрые, грязые вещи и вытирать мокрый пол. Показываем как проще это сделать, но ни в коем случае не принуждаем. Для этого в доступе, на уровне ребёнка, на постоянных местах должны быть все необходимые для уборки вещи детского размера. Мы вытираем большой шваброй, а ребёнок своей маленькой. Так же рядом может находиться чистая одежда - простая и удобная, без лишних застёжек, чтобы ребёнок мог сам её взять для переодевания. Любые негативные проявления, связанные с этой темой, важно воспринимать максимально спокойно, перенаправляя внимание малыша, просто показывая как можно делать иначе. Эмоции, не важно - положительные или отрицательные, закрепляют детали событий в памяти и показывают важность происходящего для родителей. В этом случае, заинтересовавшись, запомнив, малыш будет продолжать экспериментировать, изучать жизнь и наблюдать за реакцией взрослых. Например, пришли домой гости, расположились в гостиной, оживлённо разговаривают. Ребёнок наблюдает, но вдруг, захотел в туалет. Чтобы ничего из интересного не пропустить, вытаскивает свой горшок на середину комнаты, усаживается и продолжает наблюдать за происходящим. Гости смеются, родителям неловко и они тоже смеются заодно. Что происходит дальше? А дальше, как только в дом приходят люди, ребёнок вытаскивает горшок и усаживается навиду у всех - хочет всех порадовать и вызвать смех. Ему пытаются объяснить, что лучше так не делать. Но исправить закрепившееся очень трудно, и ситуация повторяется снова и снова. Когда с этой темой начинает получаться, можно предлагать ребёнку сходить на горшок каждые час - полтора - два. Кому то, может быть, и минут через 45, это индивидуально. Обычно, малыш, даже заигравшись и сам не понимая, сигнализирует о желании сходить в туалет какими то повторяющимися характерными движениями - кто-то дёргает плечом, кто-то пританцовывает, кто-то ёрзает. Наблюдательный родитель быстро разбирается в этих знаках и предлагает - может быть сходим на горшочек? Самый последний редут в использовании памперсов обычно прогулки и ночной сон. Можно использовать одноразовые мягкие пелёнки для подстилания на мягкую клеенку. На улицу, когда уже тепло, одевать ребёнку тканевые эко многоразовые подгузники. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|