|
Все мы носим маски | Почему мы многолики?Автор статьи: Чаупенок Андрей Павлович
Недавно близкий человек задал мне вопрос, почему у нас так много масок и где же мы настоящие? Едва задумавшись об этом я рухнул в бездонное море теоретических концепций и осмысления профессионального опыта. Зачем нам нужны маски, насколько они необходимы, у всех ли они одинаковые по своей форме и содержанию? Давайте разбираться, сосредоточьтесь. Начну сразу со сближения двух понятий: личности и масок, как весьма близких. И разведении двух: культурное и естественное, как весьма противопоставленных. О чем идет речь. Давайте вспомним всем нам хорошо известного персонажа – маугли, а еще лучше вполне реальные феномен нашего развитого общества – детей маугли. Есть ли у них маски, личность и чего больше культурного или естественного. Ответ достаточно очевиден. В самых тяжелых случаях культурного у данного человеческого индивида нет вовсе, ведь не было контакта с человеком и приобщения к культуре, которая в широком смысле предполагает все наследие человечества, передающееся из поколения в поколения, язык и речь в том числе. И понятие индивид употреблено не случайно, т.к. понятие личность не подходит, оно выработано для отображения социо-культурной природы человека, т.е. личность в научном плане – совокупность всех общественных взаимоотношений человека, во всяком случае это одна из обязательных её сторон. Если нет общества, нет культуры, значит, и нет сложной, специфической социализации, т.е. научения тому как жить среди людей, одевать те или иные маски, выбирать шаблоны ожидаемого поведения. Выходит маски – это достаточно хорошо. А способность ими овладевать и менять под стать ситуации достаточно хороший признак, как воспитанности, так и психического благополучия человека в целом. Маски делают нашу жизнь понятней и проще, и это касается как элементарных правил приличия, так и чего то более глубокого, тут хочется вспомнить слова выдающегося экзистенциально психолога – Джеймса Бьюдженталя: «Обычаи и правила, которые мы усваиваем с детства, выросли из человеческого опыта и являются попытками облегчить взаимоотношения людей и уменьшить их страдания. Они заслуживают нашего уважения». Мы постоянно надеваем маски приличия, доброжелательности, что бы существовать в мире и вполне обоснованно этого ждем и требуем от других. Мы не подчиняемся сиюминутным импульсам, а думаем о своей репутации и т.д. Но в определенных случаях это становится затруднительно или чрезмерно. Первый пример этого уже приведен, человек будет достаточно примитивен в способности усвоить различные маски, если он интеллектуально или культурно беден. Это будут в основном стереотипные и не всегда последовательные правила. Такое человек может бить себя в грудь со словами «за мать родную…» и при этом демонстрировать явное неуважение к ней в других ситуациях. В иных случаях затруднено не сколько усвоение данных масок, а способность их удерживать. Вздорный, сложный, склочный характер постоянно норовит сорвать все маски и показать свою истинную личину. В тяжелых случаях описанное выше становится важным диагностическим признаком расстройства личности. Тотальность проявления своего характера во всех жизненных сферах говорит о многом. Если человек злой и строгий тиран не только на работе, но еще и дома, и даже в маршрутке произошла очередная драка из-за мелочи – это говорит о явной не способности контролировать своё поведение. Так же возможен ровно противоположный вариант, в котором очень много масок и они все очень жесткие. Человек буквально срастается с ними и совершенно не знает себя в их отсутствии. Причины этого могут быть разные. Например, наличие невротического склада личности с обилием долженствований, дисфункциональных убеждений, критикующих интроектов и т.д. Возможен вариант с частой сменой масок, представлений о том кто я, чего я хочу и как мне себя вести. В отдельных случаях это будет говорить о конформности – человек вода в сосуде обстоятельств, в крайних случаях это может говорить о дефицитарности образа Я, недостаточной его интегрированности, целостности, что так же как и тотальность говорит о более тяжелых личностных проблемах. Вкратце обозначу тенденцию человека всегда одевать подходящую маску, быть приличным – это называется мотив социальной желательности, который регулярно присутствует в ситуации психодиагностики и экспертизы. Закончу самым экзотическим вариантом – расстройством множественной личности, или диссипативным расстройством идентичности. Обычно оно возникает в раннем детстве как охранительная реакция нашей психики от разрывающего, травматического опыта насилия, в т.ч. сексуального. Сознание фрагментируется, части его теряют между собой связь - диссоциируются. И как правило каждая суб-личность выполняет свою роль, есть те, которых бьют, есть те которые будут бить в ответ и т.д. Ничего с шизофреническим спектром общего данный феномен не имеет. Озвучивались мысли о том, что вовсе это не расстройство, т.к. каждая из этих личностей могла быть вполне себе здорова по отдельности, функциональна и социализирована. В любом случае последнее это вопрос теории. А вот вопрос практики, вопрос повседневной жизни какие маски носите Вы, замечаете ли вы их смену, насколько они Вам нужны, какие преимущества и ограничения они приносят? Благодарю за прочтение. Подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить. Мы будем присылать Вам только статьи и видео собственного авторства и ничего лишнего. Сообщество ВК: https://vk.com/introekt39 Чаупенок Андрей Павлович, Клинический психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|