Все мы носим маски | Почему мы многолики?

Недавно близкий человек задал мне вопрос, почему у нас так много масок и где же мы настоящие? Едва задумавшись об этом я рухнул в бездонное море теоретических концепций и осмысления профессионального опыта. Зачем нам нужны маски, насколько они необходимы, у всех ли они одинаковые по своей форме и содержанию? Давайте разбираться, сосредоточьтесь.

Начну сразу со сближения двух понятий: личности и масок, как весьма близких. И разведении двух: культурное и естественное, как весьма противопоставленных. О чем идет речь. Давайте вспомним всем нам хорошо известного персонажа – маугли, а еще лучше вполне реальные феномен нашего развитого общества – детей маугли. Есть ли у них маски, личность и чего больше культурного или естественного.

Ответ достаточно очевиден. В самых тяжелых случаях культурного у данного человеческого индивида нет вовсе, ведь не было контакта с человеком и приобщения к культуре, которая в широком смысле предполагает все наследие человечества, передающееся из поколения в поколения, язык и речь в том числе. И понятие индивид употреблено не случайно, т.к. понятие личность не подходит, оно выработано для отображения социо-культурной природы человека, т.е. личность в научном плане – совокупность всех общественных взаимоотношений человека, во всяком случае это одна из обязательных её сторон. Если нет общества, нет культуры, значит, и нет сложной, специфической социализации, т.е. научения тому как жить среди людей, одевать те или иные маски, выбирать шаблоны ожидаемого поведения.

Выходит маски – это достаточно хорошо. А способность ими овладевать и менять под стать ситуации достаточно хороший признак, как воспитанности, так и психического благополучия человека в целом. Маски делают нашу жизнь понятней и проще, и это касается как элементарных правил приличия, так и чего то более глубокого, тут хочется вспомнить слова выдающегося экзистенциально психолога – Джеймса Бьюдженталя:

«Обычаи и правила, которые мы усваиваем с детства, выросли из человеческого опыта и являются попытками облегчить взаимоотношения людей и уменьшить их страдания. Они заслуживают нашего уважения».

Мы постоянно надеваем маски приличия, доброжелательности, что бы существовать в мире и вполне обоснованно этого ждем и требуем от других. Мы не подчиняемся сиюминутным импульсам, а думаем о своей репутации и т.д. Но в определенных случаях это становится затруднительно или чрезмерно. Первый пример этого уже приведен, человек будет достаточно примитивен в способности усвоить различные маски, если он интеллектуально или культурно беден. Это будут в основном стереотипные и не всегда последовательные правила. Такое человек может бить себя в грудь со словами «за мать родную…» и при этом демонстрировать явное неуважение к ней в других ситуациях.

В иных случаях затруднено не сколько усвоение данных масок, а способность их удерживать. Вздорный, сложный, склочный характер постоянно норовит сорвать все маски и показать свою истинную личину. В тяжелых случаях описанное выше становится важным диагностическим признаком расстройства личности. Тотальность проявления своего характера во всех жизненных сферах говорит о многом. Если человек злой и строгий тиран не только на работе, но еще и дома, и даже в маршрутке произошла очередная драка из-за мелочи – это говорит о явной не способности контролировать своё поведение.

Так же возможен ровно противоположный вариант, в котором очень много масок и они все очень жесткие. Человек буквально срастается с ними и совершенно не знает себя в их отсутствии. Причины этого могут быть разные. Например, наличие невротического склада личности с обилием долженствований, дисфункциональных убеждений, критикующих интроектов и т.д. Возможен вариант с частой сменой масок, представлений о том кто я, чего я хочу и как мне себя вести. В отдельных случаях это будет говорить о конформности – человек вода в сосуде обстоятельств, в крайних случаях это может говорить о дефицитарности образа Я, недостаточной его интегрированности, целостности, что так же как и тотальность говорит о более тяжелых личностных проблемах.

Вкратце обозначу тенденцию человека всегда одевать подходящую маску, быть приличным – это называется мотив социальной желательности, который регулярно присутствует в ситуации психодиагностики и экспертизы.

Закончу самым экзотическим вариантом – расстройством множественной личности, или диссипативным расстройством идентичности. Обычно оно возникает в раннем детстве как охранительная реакция нашей психики от разрывающего, травматического опыта насилия, в т.ч. сексуального. Сознание фрагментируется, части его теряют между собой связь - диссоциируются. И как правило каждая суб-личность выполняет свою роль, есть те, которых бьют, есть те которые будут бить в ответ и т.д. Ничего с шизофреническим спектром общего данный феномен не имеет. Озвучивались мысли о том, что вовсе это не расстройство, т.к. каждая из этих личностей могла быть вполне себе здорова по отдельности, функциональна и социализирована.

В любом случае последнее это вопрос теории. А вот вопрос практики, вопрос повседневной жизни какие маски носите Вы, замечаете ли вы их смену, насколько они Вам нужны, какие преимущества и ограничения они приносят?

Благодарю за прочтение. Подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить. Мы будем присылать Вам только статьи и видео собственного авторства и ничего лишнего.

Сообщество ВК: https://vk.com/introekt39

Чаупенок Андрей Павлович, Клинический психолог

 



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»
  • Маски в личности и невроз
  • Маски, которые играют в людей (ч.4.)
  • Маски, которые мы носим.
  • Как сбросить маски, которые мы носим?
  • Роли, маски, быть собой
  • Маски, защиты, нужны или нет?
  • Могу ли я быть такой? Люди и их маски
  • Если вас что-то бесит. Гнев и раздражение - маски злости.
  • Маски невротических личностей
  • Маски, которые носят люди (ч.1.)
  • Игры, в которые играют маски (ч.3.)
  • Маски и что мы скрываем под ними
  • Заметка-призыв "Я тебе доверяю или у всех на лицах маски?"
  • Зачем люди надевают Маски? Примеры из жизни.
  • Жизнь без маски
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Про маски
  • Без Маски
  • Маски
  • Маски в арт-терапии
  • Про лица и маски
  • Маски разума
  • Психологические маски
  • Маски или аутентичность?
  • Маски любви
  • Роли и маски
  • Социальные маски
  • А вы надеваете маски?
  • Женщине... прочь маски !



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь