|
Маски в арт-терапииАвтор статьи: Павленко Лариса Леонидовна
В средневековье ношение маски во время карнавала предполагало временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов, часто вынужденные соответствовать ожиданиям других, многие люди проживают свою жизнь в невидимой символической маске. Основной смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман окружающих. При этом ощущение безопасности и защищенности является ложным и для самого человека, надевшего «маску». В своей психологической практике я часто слышу фразу: «Я ношу «маску», я не могу быть собой». С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту, которая нуждается в защите. Например, под маской «Хулигана» может скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего любую просьбу, — своенравие и независимость. Таким образом, другая терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать, какую часть Я она защищает. Осознав и приняв, например, свою ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с другими людьми. Изготовление маски – часть терапевтического процесса и преобразования. С древних времен и по настоящее время художники создают маски из различных материалов: Очень интересен сам момент снятия маски с лица. У многих он «вызывает ощущение восстановления своих сил и воскрешения, как будто им подарили новую жизнь». Снятая с лица маска раскрашивается, и участники работают с ней в группе. Они обмениваются своими масками и примеряют их, позже создают новые. Иногда диву даешься разнообразию символических масок! За годы своей работы я не видела ни одной одинаковой. В ритуальных действиях главной функцией маски является преображение и перевоплощение сущности человека, создание определенного образа (животного, предка, духа, бога) и действие перевоплощаемого от имени этого образа. Так и в терапии каждый участник может некоторое время побыть в другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на жизнь. В сочетании с методами драматерапии, маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения, которые не могут быть выявлены никакими другими средствами. Надевая на себя маску «Воина» или «Царя» и исполняя эти роли в драматическом представлении, созданном самими участниками группы, здесь человек получает новый жизненный опыт – опыт чувствовать силу, уверенность в себе, свободу. И что очень важно — этот опыт он сможет использовать в реальной жизни. Автор статьи — Лариса Павленко — практикующий психолог, руководитель и ведущий специалист центра комплексной психологической помощи «Антис», гештальт-терапевт, супервизор и тренер Московского гештальт института (МГИ), сертифицированный специалист по телесно-фокусированной терапии (Бодинамика), член Белорусской ассоциации психотерапевтов. Использованная литература: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|