|
Манифест Школы Результативной Психологии. Версия 1.0Автор статьи: Киндеров Илья Михайлович
Практическая сторона учения о психике, без сомнений должна строиться на основе этических принципов, ориентиров и ценностей. Это позволяет обеспечивать оказание помощи человеку в избавлении от душевных страданий и обретении жизненного благополучия, к которому следует стремиться каждому человеку, а также передачу навыков и благоразумных взглядов от учителя к ученику в традиции обучения. • Человек самоценен. Жизнь самоценна. Истинный смысл гуманистической идеи заключается в изначальной ценности Человека, как одного из проявлений многообразия жизни на планете-матери, Земле. Эта идея не должна вводить в заблуждение относительно природы Человека, его животной агрессии, склонности к эгоизму, жажде власти и страху. Поэтому никогда не должна служить оправданием или послаблением перед страстями, разрушающими индивидуальное здоровье и наносящими вред окружающим. Человеческие страсти выражают природное стремление к свободе, блаженству и наслаждению, но в случае потакания, бесконтрольности и безграмотности всегда ведут к проблемам или болезням. Будь то бесконтрольное употребление алкоголя, курение, беспорядочные шопинг, сексуальная жизнь, паразитирование на чувствах, злоупотребление властью, всё это нарушает принцип ценности Человека и Жизни, потому ведёт к проблемам, страданиям или болезням. В коммуникации помогающего и нуждающегося в душевной помощи, или на формальном языке – психолога и клиента, ценность Человека и Жизни выражается в желании в первую очередь помочь тому, кто перед нами, в рамках своей компетентности; и предостерегает от соблазна заполучить власть, потешить гордыню, нечестным образом разбогатеть, в основе чего так же лежит неумение управлять страстями. • Результат всегда измерим. Практическая часть психологии предназначена для облегчения жизни, для разрешения возникающих кризисов, тупиков, вопросов в процессе развития отдельного человека, семьи, малых и больших групп. Таким образом, практика применима к конкретным задачам, решение которых не абстрактно, конкретно, поэтому можно пронаблюдать, измерить и зафиксировать результат. Эту идею прекрасно сформулировал представитель отечественной школы психологии, А. Н. Леонтьев: «Цель - это образ желаемого результата». При этом человек имеет право на результат, ощутимый как субъективный и неизмеримый. Процедуры, помогающие разрешить трудности отдельного человека обычно, это психологическая консультация, сеанс психотерапии, психотерапевтическая группа. Проблема, на которую жалуется человек всегда отражена в окружающей его действительности, как проблемная ситуация и в психике, как страдание, мучение, эмоциональная боль в явной или скрытой форме. В такой практике формулируется, либо актуализируется по ходу дела, цель, результат достижения которой заключается в освобождение от страдания, разрешении или выходе из проблемной ситуации за счет адаптации, совладания со страстями. Истинные цели возникают из потребностей, актуализированных на разных уровнях человеческой жизни, ложные цели являются результатом психологических защит, социальных стереотипов, внешних внушений. Человеку следовало бы отказаться от ложных целей в пользу истинных. При этом только сам человек определяет для себя, что для него истинное. Так или иначе отделение одного от другого есть путь глубокого познания своих потребностей, поэтому не происходит одномоментно и без причин. Существуют различные парадигмы устройства, природы человека, объясняющие его место, роль и поведение. Хотя оказывается, что всегда речь идёт об одном и том же, только разными словами, или речь о частностях общего, метафорически о разных этажах одного здания. Человек существует как минимум на биологическом (телесный, животный, инстинктивный), социальном (профессиональный, коммуникативный, иерархический), духовном (эстетический, религиозный, мистический) и трансперсональном (культурный, архитепический) уровнях. Уровни неотделимы, находятся во взаимосвязи и отражают единство человека. Любой в праве отдавать предпочтения наиболее близким по духу воззрениям, менять и развивать их в течение жизни. Психологу же полезно учиться улавливать и признавать жизнь человека на различных уровнях бытия, при этом не допускать однобоких суждений и интерпретаций. Мыслить ясно. Социальные отношения не следует биологизировать и обесценивать, так же не следует игнорировать роль биологических факторов и отвлекаться на псевдодуховное и так далее. • Уважение – есть основа контакта, терапевтических отношений и помощи. Уважение — это и состояние сознания, и поведение, и речь, которые выражают признание в клиенте Человека, обладающего изначальной ценностью, признание обстоятельств его судьбы, боли и страданий. Такое отношение, есть пример и модель гармоничного построения отношений, которую отражает клиент или ученик. Поэтому глубокое уважение спасительно уже само по себе. Уважению необходимо учиться, помнить об этом. По моим наблюдениям, в нашей культуре умение уважать проявлено очень слабо, без должного внимания быстро атрофируется, забывается. Уважение часто путается с устрашением, трепетом перед грубой силой, что является полностью неверным и искаженным видением. Умение глубоко уважать порождает чувство гордости, которое способно преодолевать страх на наиболее глубоком уровне за счет личностной силы, лучше любых техник и временных решений. Уважение в семейных отношениях помогает быть бережными к чувствам друг друга, поддерживать баланс системы «брать-давать» и длительное время сохранять крепкую и здоровую семью. Уважение в профессиональных отношениях помогает поддерживать справедливость и честность, поддерживать баланс системы «труд-результат». Уважение, так же один из способов находить и накапливать жизненную мудрость от её носителей, то есть обучаться быстрее через прямую передачу и усиление впечатления. Последнее происходит по тому, что уважение повышает значимость, воспринимаемой информации. Уважительное отношение должно быть в первую очередь, проявлено в самом себе, отражено в качествах личности, глубоко актуализировано в потребностях. Жизнь с уважением к себе позволяет жить разумно, умеренно, сбалансировано, достойно и в счастье. Уважение - это особая часть моей личной философии, смыслы которой я постоянно накапливаю. Поэтому могу долго писать и говорить об этом. • Научное знание, житейская мудрость и бытовая смекалка – лучшие друзья. Строгое знание и приверженность только науке, сделает психолога ходячей энциклопедией с бесчувственным слогом. Наука должна служить на благо жизни и душевной помощи. Опора только на жизненный опыт, чувствительность заведет в тупик искажений и предрассудков, мешающих ясно мыслить. Потому, каждому, кто решил встать на путь помощи, следует подружить в себе скептика и энтузиаста, учёного и невежду, мудреца и авантюриста, и давать волю каждому в должные моменты жизни. Книги и статьи источник научного знания. Ситуации, истории, люди - это театр, наблюдая за которым мы получаем житейский опыт. Следует учится наблюдать правильно, вникать в суть вещей и процессов, видеть главное без грубых искажений. Этому во многом и учит наука. Соединение житейского и научного приводит к получению живого знания, которое становится мудростью, если мы живем в соответствии с ним и применяем на практике. • Благоразумная жизнь - искусство. Психотерапия – один из путей обучения искусству жизни. Бытие – это холст, на котором поступки и решения – движения кисти, из которых вырисовывается картина жизни. Кому-то удается идеально подбирать краску и вырисовывать искусные узоры, у кого-то получается неразборчивая мазня. В любой момент можно начать учиться этому искусству и создавать пусть не шедевры, но приятные глазу гармоничные рисунки. Естественно психотерапия может и не воздействовать на всю жизнь человека, и часто работает с точечной ситуацией, запросом. Однако даже избирательно воздействие должно приводить к тому, что человек становится более приспособленным к жизни и проживает ее более благоразумно и гармонично. Психологу следует соответствовать своему делу и самому быть образцом достойного и здорового образа жизни. Поскольку эталонное состояние и идеал не являются достижимыми, то психологу следует просто жить в стремлении, быть в комфортном и гармоничном развитии, приближающем его к этому образцу. Личность транслирует во время контакта свои способы жизни: стратегии, сценарии и ценности сознательно через практики, слово и поведение; и передаёт бессознательно, через целостной образа, отраженный в сознании нуждающегося в помощи. Чжуд-Ши, трактат о врачебной науке Тибета советует быть правдивым, не делать никому зла, быть осторожным во всём и везде, избегать бессонных ночей, изнуряющего умственного и физического труда, быть твёрдым в своих убеждениях, милосердным, не поддаваться страстям, сообразовываться с временами года в образе жизни, пище, питье, одежде и жилье, держать в безусловной чистоте себя и свое помещение. Основная же часть болезней тела и души возникают от неумения управлять своими страстями, отсутствия истинной доброты и неведения. Это пример той мудрости, которая доступна нам благодаря предыдущим поколениям. Но искусство жизни не в знании, а в реальном соответствии, в естественном воплощении знания в жизнь. Этому имеет смысл учиться на пути психологии и помощи людям. Идеи, описанные в манифесте, следует воспринимать как ориентиры, но не следовать им как догмам и аксиомам. Буддизм даёт нам справедливые характеристики бытия, одна из которых звучит как непостоянство, изменчивость. Всё меняется. Знание полезно только там, где оно благоразумно применено. Любое решение, мнение или действие справедливо и верно только в определенных ситуациях, условиях и для определенных людей в конкретное время. Что справедливо для 100 случаев, может не подойти для 101ого, что было нормой несколько десятилетий в одно мгновенье становится недопустимым уже никогда. Из этого следует еще один ориентир. • Подобает оставаться в контакте с действительностью и сверяться с ней. Данный текст написан, мной и отражает позицию, к которой я пришёл через духовные поиски, жизненные наблюдения, общение с учителями, психотерапевтическую практику. В рамках этих ценностей я собираюсь развиваться, обучать и создавать полезные продукты. Илья Киндеров, 6.02.2020. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|