Семья и проблемные дети

В практике работы ресурса профессионально психологической помощи KogdaTrudno.ru часто приходится сталкиваться с семьями, в которых дети не соответствуют тем или иным нормам. Такие дети отличаются от социального большинства уровнем своего развития или поведением, плохо учатся в школах или не способны справиться со стандартной нагрузкой, нарушают закон или попросту не слушаются родителей. При этом, родители воспринимают подобные проблемы детей обособлено от семьи, вне семейного контекста и, зачастую, приводят своих детей к психологу с посылом «сделайте с ним что-нибудь» или «измените его». В этой статье нам бы хотелось сделать акцент на нереалистичности подобных запросов, на том, как сильно зависит поведение детей от реакции на него родителей, а также поделиться практикой включения всей семьи в работу с детскими проблемами.

Семья, с точки зрения психологии, – это система, с существующими в ней законами развития, особенностями и параметрами. Семья, как и любая живая система, не стоит на месте, а постоянно развивается, проходя через те или иные стадии развития, а каждый элемент системы (или другими словами член семьи) развивается вместе со всей системой или – в ее контексте. Так, например, рождение в семье ребенка всегда означает переход семьи на новую ступень своего развития, каким бы ни был по счету этот ребенок. Связано это с тем, что взаимодействие в семье уже не может выстраиваться по старым законам – часть времени, внимания и сил переходят к младенцу, вступают в силу новые законы, новые особенности взаимодействия, которые, безусловно, сказываются на состоянии каждого. Например, при появлении первого ребенка, мама ощущает изменения хотя бы потому, что ей приходится перестроить всю свою жизнь с учетом потребностей малыша ребенка и необходимости большую часть собственного времени и сил тратить именно на него. В то же время папа ощущает, что уже не может получать от жены столько же внимания, сколько раньше, так как она занята младенцем. Взаимодействие супругов, естественно, меняется, становится иным. Если же ребенок не первый, то остальные дети в семье будут ощущать, что кто-то забирает у них внимание родителей, а значит, изменится характер их общения. В любом случае, в силу вступают новые законы взаимодействия, и семья переходит на новый жизненный этап.

В рамках представления о семье как о системе, в вышеописанном примере в частности, очевидна взаимосвязь между ее членами, а значит, невозможность говорить об изменении одного члена семьи, вне контекста всей семьи, то есть, в то время как остальные останутся прежними. Таким образом, если поведение одного члена семьи не устраивает всех остальных, практически изменить это поведение можно, только если изменится каждый. Приведем пример такой взаимной обусловленности.

Изменения семейной системы (для примера возьмем ситуацию появления 2-го ребенка в семье) влекут за собой и ощутимые, то есть осознаваемые перемены, и перемены, которые протекают скрыто. Так, например, маленький ребенок еще не может осознать, что ревнует собственную маму к появившемуся малышу и злится на нее за то, что она уже не уделяет ему 100 % своего времени. Не осознавая этого, он, однако, совершенно естественно начинает вести себя иначе после появления младенца. Например, старший ребенок начинает чаще капризничать, проявляет агрессию, ведет себя так, как никогда ранее. Это обусловлено тем, что внимание родителей является жизненно-необходимым для ребенка, и, чувствуя угрозу потерять это внимание, ребенок автоматически начинает действовать – как может – на сохранение этого внимания! Сам того не понимая, старший ребенок подстраивается к изменениям в семье и научается отвоевывать недостающее ему внимание.

Известно, при этом, что наиболее эффективные способы привлечения родительского внимания, зачастую, являются негативными – например, капризы или плохое поведение. Такие способы являются эффективными потому, что на плохое поведение родители реагирую ВСЕГДА, то есть ребенок никогда не остается без внимания, если делает что-то плохое. В то время, как проявляя что-то полезное и позитивное, ребенок может остаться незамеченным – ведь когда у детей все хорошо и они абсолютно послушны, можно не обращать на них внимание и заниматься своими делами! Таким образом, своими реакциями на поведение ребенка (то есть постоянством реакций на негативное и непостоянством – на позитивное), родители сами же подкрепляют выбранный ребенком негативный способ привлечения внимания, и чем чаще и эмоциональнее они ругают его за плохое поведение, тем больше ребенок убеждается (конечно, неосознанно, интуитивно) в том, что этот способ верный, а значит, тем чаще ребенок начинает его использовать.

В подобной ситуации (как и во многих других семейных ситуациях) действует закон замкнутого круга – ребенок делает что-то плохое, родители его ругают, он делает плохое чаще, родители чаще ругают и так – бесконечно. И конечно, можно обвинять ребенка в том, что он выбрал именно такой способ привлечения внимания, делая его окончательно виноватым в этой ситуации, но давайте попробуем разобраться в ее истинных причинах.

В вышеописанном примере, действия ребенка обусловлены его потребностью в родительском внимании. Согласно законам психического развития ребенок действительно не может жить без внимания со стороны значимых взрослых, а значит, он будет делать ВСЕ ЧТО УГОДНО лишь бы его завоевать. При этом, ребенку не столь важно, будет ли внимание приятным эмоционально, значительно важнее, чтобы оно просто было. Если представить, что внимание родителей – это еда, а потребность в этом внимании – голод, то такая ситуация более понятна – чувство голода заставляет человека искать любым способом любую подходящую пищу, насколько бы вкусной или не вкусной она ни была.

Таким образом, ребенок интуитивно ищет любой способ удовлетворить свою потребность, подстраиваясь под ситуацию дефицита этого внимания. Но ответственным за выбранный способ привлечения внимания ребенок быть не может. Не будем забывать, что на все 100 % ребенок является зависимым: он зависит от родителей не только юридически, но и фактически. Взрослея, ребенок, безусловно, становится все более и более самостоятельным, но изменить что-то действительно значимое в семье ребенку вряд ли под силу… За это может быть ответственен только взрослый!

В вышеописанном примере, именно взрослый ответственен за то, что подкрепляет выбранный ребенком способ привлечения внимания – ведь в отличие от малыша взрослый может это понять и изменить. Реакция взрослого на плохое поведение может быть разной – взрослый управляет своим собственным поведением и может его менять, а ребенок всего лишь подстраивается под ситуацию и находит способ удовлетворения жизненно-важной потребности: ищет «еду» – внимание. И если ему не удается получить его позитивным способом, ребенок прибегает к негативному…

В данном случае, если родитель заметит, что ребенок научился привлекать к себе внимание негативным способом, он всегда может перестроить себя и перестать обращать внимание на плохое поведение ребенка, начав, наоборот, все чаще и все более эмоционально хвалить ребенка за хорошие поступки. В этом случае, достаточно быстро ребенок подстраивается под новую ситуацию и начинает завоевывать внимание уже более позитивным способом.

Такой пример достаточно типичен для нашей страны. Большое количество социальных и материальных проблем, которые испытывают современные семьи, обуславливают тот факт, что родителям попросту не хватает сил и времени на достаточное количество внимания к своим детям – даже если ребенок в семье один. Дети же, будучи заложниками собственных потребностей, легко приспосабливаются к этой ситуации таким вот, неприятным и для детей и для родителей способом, и становятся ее заложниками, так как без помощи родителей просто не могут ничего изменить, и вынуждены довольствоваться негативным вниманием, в связи с чем могут чувствовать себя нелюбимыми, плохими и приобрести целый набор дополнительных симптомов и проблем!

Родители же, сами того не понимая, усугубляют проблему, усиливая наказание или становясь еще строже в отношении ребенка. Не осознавая взаимосвязь собственных действий и поведения ребенка, родители реагируют так, будто бы специально хотят усилить это поведение, ищут причину проблемы в самом ребенке или пытаются найти сторонние факторы, которые могли повлиять на чадо. К сожалению, однако, такой способ размышления о детских проблемах оказывается утопичным… До тех пор, пока родители не осознают, что именно они ответственны за сформированный способ поведения у ребенка (ведь, в конце концов, его воспитывают именно они, а не кто-то другой), решить проблему оказывает невозможно. И если родители приводят такого ребенка на консультацию к психологу с посылом «он плохо себя ведет и наши наказания не помогают его исправить, позанимайтесь с ним» и надеждой, что работа специалиста исправит их чадо, их надежды могут остаться несбыточными… Конечно, если они сами ни включатся в такую работу. Работа с ребенком вне семейного контекста, в такой ситуации, будет бессмысленной, ведь потребность во внимании родителей останется так или иначе нереализованной, а значит, ребенок будет вынужден повторять свои действия.

Именно поэтому, в практике работы психологов ресурса КогдаТрудно.ру с детскими проблемами, устойчиво действует правило включения всей семьи в эту работу. Приведенный выше пример, с точки зрения механизма возникновения симптома (в данном случае, детского непослушания или плохого поведения) является типичным и одним из наиболее простых – зачастую родители и сами догадываются, что их ребенок просто привлекает внимание таким образом. Однако, большинство других «детских проблем» связано с аналогичными механизмами взаимодействия в семье, которые, однако, не так просто отследить и тем более изменить, а поэтому, только работа со всей семьей оказывается эффективной и продуктивной.

В своей работе, психологи ресурса КогдаТрудно.ру сначала проводят диагностику взаимодействия в семье и находят механизм, который обуславливает возникновение тех или иных симптомов, и лишь после этого, предлагают родителям изменить привычный способ взаимодействия на новый, более продуктивный и эффективный. Так, например, в вышеописанной ситуации, родителей учат обращать внимание на хорошее поведение и игнорировать плохое, проводя совместные игровые занятия со всей семьей (читайте подробнее в программе «тренинг детско-родительского взаимодействия» на нашем сайте). За 6-12 встреч родителям удается привыкнуть к новому способу реагирования на поведение ребенка, и детское непослушание сходит на «нет».

Таким образом, разрешение детских проблем и перевоспитание ребенка практически в любой ситуации становится возможным, но только при условии включения в работу семьи и готовности родителей меняться, прежде всего самим!



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Плохое поведение ребенка
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Как рассшифровать плохое поведение ребенка.
  • Плохое поведение ребенка: чего же он хочет?
  • Плохое поведение ребенка для маминого же блага.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Ребенок - дошкольник. На что обратить внимание родителям?
  • Ребенок не хочет! На что родителям обратить внимание?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Ребенок постоянно требует внимания. Что делать?
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь