Психологические границы и травмы

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Практически любая работа в гештальт-терапии – это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта со средой (еще можно сказать: на границе контакта), – и все они тесно связаны.

И если говорить точнее, в терапии мы работаем с нарушениями этих границ – их обычно называют прерываниями, но можно называть и травмами, если понимать травму широко.

Организм со здоровыми, целыми границами при возникновении потребности воспроизводит полный цикл контакта со средой (см. о нем здесь) и удовлетворяет потребность.

Не всегда это возможно, и тогда в цикле контакта возникают срывы. Если прерывание стойкое, повторяющееся (является паттерном: человек на пути к своей цели постоянно наступает на одни и те же грабли), то обычно это результат давнего, когда-то произошедшего столкновения потребностей: когда не удовлетворилась одна потребность, но удовлетворилась какая-то другая, на тот момент – более важная или казавшаяся такой.

Пример: ребенок плачет и нуждается в сочувствии, заботе, утешении, но родитель его грубо обрывает, заставляет замолчать, стыдит, ругает, запугивает. Когда взрослый так останавливает слезы ребенка, потребность в утешении не удовлетворяется, но удовлетворяется потребность в безопасности, потому что ребенок зависит от взрослого и, если видит его отвержение, неосознанно воспринимает это как ситуацию, угрожающую жизни.

Позднее этот процесс станет внутренним, и ребенок, а потом и выросший взрослый, будет сам останавливать выражение чувств у себя и у других с помощью страха, стыда, вины.

Это ведет к закреплению, укоренению паттернов. Практически любой паттерн – результат конфликта потребностей, и одна из них, победившая, как правило, была потребностью в безопасности. Так что практически любой паттерн формируется в ситуациях, так или иначе угрожающих личности (или воспринятых как угрожающие) и превосходящих ее адаптивные возможности по силе воздействия – то есть как раз в ситуациях психотравм.

Получается, что само понятие травмы можно объяснять через идею границ: психологическая травма – это нарушение работы психологических границ.

Нарушенными могут оказаться сформированные границы взрослого человека, если он попал в тяжелую ситуацию (смертельная опасность, насилие, потеря близких, утрата важных отношений, имущества, здоровья, свободы и др.). Это шоковые травмы.

Кроме этого, нарушение границ («поломка гештальтов») часто происходит в детстве, когда границы только формируются и потому очень хрупкие: воздействие, которое взрослому человеку может казаться пустяковым (накричали на ребенка; родители уехали и оставили жить у бабушки; запретили что-то важное и т. д.), бывает для ребенка травматичным. Излишняя забота, гиперопека тоже могут деформировать границы или мешать их становлению: потребности удовлетворяются авансом, еще не успев возникнуть, или взрослый делает за ребенка то, что он уже способен делать сам. Так возникают травмы развития.

Клиенты часто обесценивают свои травмы развития – ведь они выросли с этими искаженными границами, которые привычны и не замечаются, – здесь заметны последствия, но не истоки. И если в случае с шоковой травмой, полученной во взрослом возрасте, причина трудностей обычно ясна (жизнь четко делится на до и после), то в случае с травмами развития все не так очевидно.

Человек, пришедший к психологу, нередко обвиняет себя в неадекватности и просит избавить его от «неправильных» чувств. «Я слишком бурно отреагировал». «Он ничего такого не сказал, а я взорвалась». «Не понимаю, почему я заплакала, как дура». «Я не должен этого бояться».

Представьте, что человека легонько трогают по руке, а он резко отдергивает руку. Неадекватно? Пожалуй, – если ориентироваться на силу внешнего раздражителя: реакция правда неадекватна ему, касание-то было легким. А если на руке рана? Тогда реакция не вызывает удивления: даже легкое прикосновение к больному месту причиняет страдание.

Друзья, будьте внимательны к своим границам – своим состояниям, своим чувствам, реакциям и желаниям, не спешите ругать и обвинять себя в неправильности, дайте себе возможность и время разобраться, что с вами происходит. Если вас больно задевает то, что якобы не должно, прислушайтесь к себе – может быть, вас задевают (да, совсем легонечко) по раненному месту?

Здоровые границы – это вовсе не границы, которые никогда не подвергались травмам, это гибкие границы – границы, которые способны восстанавливаться.

Те или иные травмы в процессе жизни неизбежны. Паттерны образуются, если человеку не удается восстановиться, если адаптация к травме оказывается – вот парадокс – дезадаптивной: защитные механизмы помогают как-то справляться с травмой (сохраняется относительное психическое здоровье), но одновременно сильно осложняют жизнь.

Гештальт-терапия помогает человеку исследовать границы, сформировать, достроить или восстановить их, сделать более гибкими.



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Любовь - любовью, а границы - границами!
  • Границы. Как их выстраивать? Ошибки, связанные с границами
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Что делать, если свекровь вас критикует и нарушает границы.
  • Если бывший муж нарушает мои границы
  • Как Правильно Ссориться с Мужчиной, Если Он Нарушает Ваши Границы
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Осторожно! Нарушены границы-контакта в терапии!
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Если страдание всегда рядом. Как помочь близкому человеку в депрессии? И как поддержать себя?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Как сформировать у ребенка здоровые границы?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь