|
«Я никому ничего не должен!»Автор статьи: Лисанова Маргарита Эдвиновна
«Это не мои проблемы!». Какая знакомая фраза сегодня, не правда ли, как легко она, якобы, облегчает жизнь. Что она имеет в виду? Правда ли, что никто никому ничего не должен?! Эта статья об этом… Любое общение предполагает кроме прав ещё и обязанности, обязательства – так устроен мир человеческий. Не мы его создали и не нам его менять, если, конечно, мы желаем жить в мире и дружбе, а не вечно воевать. Да, действительно, не все проблемы, возникающие на Земле, наши, но если человек не желает помочь близкому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, говоря ему: «Это не мои проблемы!», тогда близкий ли он ему? Как определить степень близости? И вообще, что такое близость? И зачем она нам нужна?! Обратимся к источникам толкования этого понятия: Близость - Близкие (по расстоянию) отношения. Словарь Ушакова Близость - Отношения, основанные на взаимной симпатии, взаимопонимании, общности интересов. Словарь Ефремовой И мы видим, что близость – это отношения с кем-то, т.е. внимание к кому-то (исходя из этого - невнимание – это отсутствие близости) И именно близость нам нужна для выстраивания собственной жизни, многих её аспектов – это одно из условий выживания – жизни человека на планете. Как известно, особенно внимательно ребёнок учится межличностным отношениям с 4-х до 6-ти лет. В этот период путь к формированию близости сложен и он напрямую зависит от окружения ребёнка. Ребёнок, не зная правил жизни, просто копирует поведение окружающих его людей, в силу своего возраста - без осуждения и критики, и «срисовывает», в том числе и именно то, насколько окружающие его люди умеют брать на себя обязательства, исполнять обещания. Это и есть формирование умения принимать обязательства на себя, нести ответственность за их исполнение. И научается этому ребёнок или нет легко увидеть, если посмотреть на сравнительную таблицу Выборов ( метод Холодинамика, автор В.Вульф) - противоположных состояний человека. В ней показано, что чувствует, чему учится ребёнок, (а в дальнейшем и взрослый), каким он будет человеком, чего он достигнет в жизни, если его учить брать на себя обязательства или не брать в межличностных отношениях: Брать обязательства: Не брать обязательства: Обязаться Не обязаться Взаимопонимание Изолированность Взаимоуважение Манипулятор «Мы в порядке!» «Будь таким, как я хочу!» Дружба Угодничество Близость Жертва Гармония в отношениях Распад отношений И что они получают в результате этого выбора: Гармонию в Единении, Счастье Или Распад отношений, боль и горечь одиночества, чувство ненужности:
Такой вид общения разрушает связи и гармоничное взаимодействие становится невозможным, заменяясь манипулятивным общением, где личная выгода становится ведущей. Это, по сути, отказ от самого себя, отказ от созидательной жизни, т.е. признание своей беспомощности, «выученной беспомощности». А если таких людей, много, взявших как руководство к жизни своё духовно – душевно - беспомощное состояние и старающихся приспособиться этим состоянием к жизни, то это уже угроза жизни самому существованию сообщества - из-за распада отношений в обществе. В результате такого неравного приспособления к обмену: "Одному больше - другому меньше!" и формируются конфликты – растёт недовольство жизнью, и в первую очередь недовольство собой, постепенно увеличивается комплекс неполноценности, а дальше начинаются битвы, как на семейном фронте, так и на общественном… А на самом деле – разве хочет человек лишить себя радости жизни…?! Конечно, нет - он так защищается от нерешённых или, как ему кажется, нерешаемых задач, переходящих в проблемы, просто потому, что он не знает основ, принципов жизни, не умеет выстраивать отношения, не умеет общаться. Он приспосабливается к жизни своей беспомощностью…, а надо бы приспосабливаться своими знаниями, умениями, полезными навыками – своей внутренней силой, данной ему и от рождения, и приобретённой в процессе жизни! Исходя из своего мировоззрения, каждый решает сам как воспитывать себя, своих детей и внуков - помогать становиться близкими и нужными друг другу, живя в счастье и радости и жить в горе, бедности, страданиях, безысходности, находясь вдалеке от всей системы истинных человеческих ценностей. Но мы с вами знаем, что достойный выход есть всегда и нам эта таблица Выборов показывает куда следует двигаться, какие взаимоотношения следует выстраивать, чтобы вся наша жизнь шла нам в зачёт и радовала нас, и наших родных, близких, окружающих и становилась счастливой.
Продолжение следует…… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|