Помню свои первые курса два обучения, когда мы проходили различные расстройства личности и в каждом находили себя
Ставь лайк, если ты психолог и тоже так делал)
Наверное все, что есть в мире, с чем мы сталкиваемся, хочется как-то обозначить, назвать, отнести на полку, где лежат уже похожие на это вещи, классифицировать. Тогда вроде все понятно и не так тревожно. И вроде даже становится ясно, как тогда с этим обращаться. Так рождаются те самые ярлыки. Или стереотипы.
Вроде мыслить стереотипами давно уже не модно, однако никуда от них не уйти. Они делают мир понятным, простым. И это норма. Вечно напрягаться и ко всему применять уникальный и неповторимый подход просто не нужно. Предлагаю отнестись к этому философски, экономить ресурс и напрягать мозги в соответствии со своими целями.
Чем плохи ярлыки?
Хотела бы остановиться на двух эффектах.
Во-первых, недостаточно узнав человека и поставив ему своеобразный диагноз, можно совершить ошибку и не заметить ее. Наш мозг может преувеличивать значимость незначительных проявлений и неосознанно отметать то, что, по сути, опровергает диагноз. "Эффект гороскопа". То же самое касается и самоличных диагнозов. То же касается и диагнозов, которые ставят молодые психологи людям.
Может, вы замечали, что, по началу, очень легко мы относим собеседника к той или иной "категории". Но если это не сделать сразу и как-то более близко с ним пообщаться, принимая во внимание бОльшую совокупность его качеств, нам поставить на него ярлык уже труднее.
А вторым я бы назвала эффект "самореализующегося пророчества".
Так получается, что, если человек начинает думать о себе в определенном русле (по разным причинам), он начинает себя так же вести. Вера в свою зашкаливающую застенчивость, непереобучаемую плохость, непробиваемую холодность и прочее не дает шанса, порой, поступить иначе. Да и люди, порой, начинают по этому шаблону человека мереть и отсеивать "неподходящие" под стереотип поступки ("на улице, видимо, мороз будет скоро, раз ты.... "). Очень подробно об этом написано в работе Р.Б. Бернса "Я-концепция и воспитание". Хорошая работа, которая будет полезна тем, кто собирается посвятить себя работе с детьми (ну, или их воспитанию).
В чем, в итоге, соль?
Давайте развивать гибкость своего ума, учиться иногда смотреть под другим углом и давать шансы. Даже маленькие шажки в этом направлении могут дать интересные открытия. В себе и в других.