Для начала давайте определимся что такое сопротивление.
«Сопротивление — это внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни.»
В ходе работы с клиентом процесс сопротивления запускается достаточно часто и является естественной частью терапии. Поскольку работа с психологом/ психотерапевтом направлена на внутренние изменения ( облегчения состояния, опознаванием чувств , установок и паттернов).
Бывает, что человек осознаёт внешнее сопротивление, например , формируя свои границы - человек может произносить, что ничего не получается, все как будто специально нарушают его пространство , или не находится время - очень много дел, или не находится время для себя.
Автобусы меняют расписание, будильники не звенят вовремя, деньги утекают сквозь пальцы)). Чего только не встречается.
Конечно, не все внешние события проявляются потому что человек в сопротивлении.
Но Смещая фокус с внешнего на внутреннее , ( ведь часто мы смотрим на мир из своих проекций) - можно разобраться в чем кроется внутренняя причина, если таковая имеется.
Ценность сопротивления в том, что свои защитные реакции мы используем как родные и в повседневной жизни их не замечаем. И это очень ценная информация для того, чтобы увидеть почему здесь не получается, что происходит когда цели найдены, шаги прописаны, но... происходит срыв.
Под этим «но» кроется внутренняя причина, позиция, осознавая которую горизонт внутренних альтернатив расширяется.
Часто сопротивление защищает от неудобных чувств, с которыми человек не привык или не хочет соприкасаться. И это не только может быть страх или стыд, это может быть злость, ненависть , месть, в которые не хочется смотреть. Невозможность обозначить или сказать что то ( в работе это может осознаваться психологом через невербальные посылы клиента, клиентом через отсутсвие темы для разговора и ощущением «пустоты» в мыслях).
И цель работы с сопротивлением - для начала его опознать.
Например, когда сил нет начинать что- то, вера в себя отсутсвует, кажется, что ничего не получится, то можно говорить об усталости ( и поэтому восполнении необходимого энергетического ресурса), или же о сопротивлении, когда ответным чувством на события в жизни или контакт с другими людьми - является переживание вины и стыда . Человек переживает столкновение с реальностью - через свою плохость.
Много вины - равно слишком много ответсвенности за других , любая новая ответственность невыносима и сопровождается ощущением тяжести, скованности
Действия человека направлены на то, чтобы поддержать ощущение своей хорошести , а те кто относится к этой потребности спокойно ( то есть не играет в эту игру ) переносятся в разряд своей плохости и поэтому общение либо обрывается, либо человек усиливает количество своих действий в сторону этого другого, «держится».
Сопротивление включается (к примеру в работе с психологом), когда обрисовывается контур выбора - продолжать доказывать или рассмотреть эту свою потребность на актуальность , возможность ее реальной реализации конкретно этим способом и еще признать своё недовольство и злость на другого. Закрепленной моделью поведения будет отказ от своих желаний ради других (принцип или жизненное убеждение).
Откуда?
Ранняя взрослость- тогда когда ответственность за других легла на плечи слишком рано и ее было для ребёнка много.
Тогда, когда рядом не оказалось человека, который принял бы ребёнка любым. Без «люблю тебя , когда ты плюс что то». И теперь любая дополнительная ответственность ( за себя и свой выбор) воспринимается как угроза и насилие.
Вытесняются собственная ценность, злость, потребность в пересмотре количества этой ответсвенности и контроля за других.
Такой клиент будет либо обрывать работу с психологом, либо «работать на износ». Так как ответственность за отношения с терапевтом и за все, что происходит он и здесь берет на себя своей раненной детской частью. Где единственная возможность принятия - это Я плюс многоответсвенности. Эволюционной точкой развития в работе будет признание того, что можно быть другим для другого ("плохим") и что за этим не следует отвержение.
Что делать?
- освобождать свою детскую часть от огромного количества ответсвенности, признать, что это эмоциональное насилие ( работа с родителями)
- разрешать себе свои желания и свой индивидуальный темп
- распознавать своего внутреннего агрессора, а он есть и отрицает взрослую потребность в движении и изменениях
- учиться расслабляться и принимать себя (не сравнивать с другими, свободнее относится к ограничениям, бессилию и времени, необходимому для выбора)
- ценить ранее сделанное и сделанное сейчас