Моё тело - моё дело!
Четыре простых слова, говорящих о защищённости и самодостаточности личности.
Что можно сделать и чего не стоит делать родителям, чтобы эта идея стала реальной для каждого ребёнка и потом взрослого человека?
Итак, какие процессы повседневного семейного взаимодействия касаются ТЕЛА?
1️⃣Одежда.
❌Не стоит
• говорить, что НАДО одеть, навязывая, почему ваш выбор лучше (замёрзнет, красиво, прилично и тд).
❗В этом случае ребенок привыкает, что любой ДРУГОЙ человек ЗНАЕТ ЛУЧШЕ, что НУЖНО ему. Он привыкает не доверять своему выбору, полагаться и зависеть от постороннего мнения и быть критичном к своему. И самое главное, он не научается чувствовать свои потребности!
🆗️Стоит
• маленьким детям, начиная с 1,5-3х лет (исходя из индивидуальных особенностей развития), предлагать выбор из 2-3х вариантов одежды (или элементов комплекта).
✅В этом случае ребёнок привыкает делать выбор и принимать решения. Следующим этапом будет - нести ответственность, если вдруг выбор был не очень адекватен погодным условиям (не захотел брать перчатки и замёрз в руки, белые гольфики в дождливую погоду). Мама всегда может взять с собой необходимое на её взгляд или положить в рюкзачок ребёнку со словами "если пригодится, у тебя все есть". Ответственность не должна выглядеть как наказание со словами "я же говорила", "видишь, маму надо слушаться". Пусть принятие ответственности и доверие вашему взгляду будет свободным выбором ребёнка.
❌Не стоит
• КРИТИКОВАТЬ выбор, объясняя это сексистскими высказываниями "ты же девочка!", "мальчики такое не носят!".
❗Такие комментарии вносят идею конфликта в процесс полоролевой самоидентификации личности. Кто я и чем я могу заниматься - эти вопросы доводят многих взрослых людей не только до невроза, а корни, как обычно, в детско-родительской связи.
🆗️Стоит
Если ребёнок не просто примеряет, а уже готов выходить на улицу в некорректной одежде на ваш взгляд и это не грозит его здоровью, то:
• можно уточнить "ты именно так хочешь выглядеть сейчас?", "тебе комфортно в этом?",
• можно прокомментировать "ооо, какой чудесный образ!", "смелый выбор!"
• можно промолчать.
✅Таким образом, у ребёнка останется право экспериментировать и не бояться осуждения. Его творческая часть останется неуязвленной и "счастье быть собой разным - это прекрасно!" останется с ним. Это положительно сказывается на качестве жизни и сексуальных отношениях.
❌Не стоит
• Высмеивать, обесценивать или критиковать выбор словами: "о боже, ты себя в зеркало видел/а?!", "посмотри, на кого ты похож/а!", "зачем ты этот мешок натянул/а?!", "ты как ведьма!", "кто так одевается?!", "так одевалась моя бабушка!", "юбка, как у проституток!".
• Отрицать замечания ребёнка к себе и приговаривать "ты у нас лучше всех!", "да нормальные у тебя уши!", "зачем ты отрастил такие патлы/постоянно ходишь в кепке/шапке?!",
• Сравнивать с другими, тем более, где ваш ребёнок в худшей позиции"посмотри, как сосед/ка одевается! Вот нормальный ребёнок!"
• Обвинять и упрекать "я тебе столько красивых и дорогих вещей купила, а ты ходишь как бог знает кто!"
❗Такие комментарии чаще всего достаются подросткам, и так находящимся в конфликте "Я реальное/фантазируемое/идеальное". Резкие физиологические изменения приводят к тому, что уши, нос, руки, стопы кажутся слишком большими, а глаза, губы, грудь, пенис - слишком маленькими. У каждого свой список критикуемых областей и по-научному это дисморфофобия и дисморфомания - страстное желание изменить эти как бы уродства. Плюс вес, голос, цвет волос, глаз, состояние кожи и тд.
Поэтому не стоит усиливать этот конфликт и неприятие себя ребёнком, тем самым повышая конфронтацию с вами и разрушая остатки доверия ко взрослым.
🆗️Стоит
• покупать одежду ребенку вместе с ним или разрешать это делать ему самостоятельно, обсудив важные критерии выбора и как в них ориентироваться.
• поделится своим опытом неприятия себя в его возрасте без слов "та, пройдёт!", а со словами "представляешь, у меня было... и мне казалось, что ..., а теперь я очень люблю свои/ мне нравятся...".
• Делится опытом, который помог вам осознать неадекватность собственной самооценки и шагами, которые изменили вашу жизнь к лучшему.
✅ Тогда вы не навязываете своё мнение, а косвенно говорите о том, что этот временный этап НОРМАЛЬНЫЙ в развитии человека. Что недовольство собой может приводить к погружению в проблему, а может стать важным толчком к достижениям в лучшую сторону. Тогда вы не назидаете, а сопровождаете. Тогда вы не лучше, чем он, а такой же. Тогда ребёнок не одинок, он знает, что такие переживания свойственны абсолютно всем. И тогда ваши отношения доверительные и надёжные.
Ставьте 👍и ❤, кто хочет увидеть связь в процессе употребления пищи, владение права на игрушки, выбора друзей, музыки и, вообще, как зачастую нарушается право личности иметь свои мысли, чувства и взгляды.
Буду благодарна за положительный отзыв в комментариях или проясняющие вопросы.
Да-да, не удивляйтесь! Наше право - выбирать с кем продолжать общаться и вступать в дискуссии #тактожеможно