|
Почему остановилась эволюция и будет ли сверхчеловекАвтор статьи: Котва Иван Викторович
Примерно 50 тысяч лет назад эволюционное развитие мозга человека остановилось. Неандертальцы были последними перед кроманьонцами, которые и стали нами. Вот мозг неандертальца по размерам практически такой же как у нас. Даже иногда он превышал объем кроманьонца, но потом все стабилизировалось и мозг стал таким, как он есть сейчас. Остановилась эволюция?! Почему? На остановку увеличения объема мозга повлияли несколько взаимосвязанных факторов, которые только природа могла привести в порядок. Это еще раз подтверждает уникальную способность природы естественным образом шлифовать и пригонять друг к другу все мельчайшие детали развития. Итак, какие факторы должна была учесть природа, чтобы установить оптимальный размер мозга для существа, которому была уготована роль господствующего вида? Бег. Размер костей таза самки доисторического человекоподобного животного должен быть оптимальным для того, чтобы не погибнуть при родах, а в случае необходимости можно было убежать. Когда кости таза не увеличивались, а только увеличивался мозг, то при родах погибали оба: самка и детеныш. Если бы мозг еще увеличивался в размере, то пришлось бы увеличиваться костям таза женщины, а это неизбежно привело бы к невозможности быстро передвигаться. И когда, у некоторых особей мозг детеныша увеличивался и увеличивался таз, то эти особи не могли убегать и они становились жертвами разных природных явлений: от нападений хищников до ураганов и пожаров. В конце концов размер мозга детеныша и размер костей таза самки сбалансировались. Но это не единственная причина остановки роста мозга. Размножение. Взаимосвязь передачи генов и образом жизни в ходе развития человечества в один момент привело к созданию оптимального развития и мозга, и социума. На заре человечества в стадах пралюдей был общий видовой признак — групповой брак. Группа выбирала вождя, власть которого не передавалась по наследству, а была результатом особого поведения самца: отвага и сила, наличие достаточного мышления, проявлявшегося в хитрости и ораторском искусстве. Естественно, что в этой группе доминировали гены вождя. Но постепенно с развитием группы, которое проявлялось в большей приспособляемости, увеличивалось количество членов группы и потому возможности вождя доминировать в генном преимуществе группы снижались. Появилась возможность и «средним» особям оставлять свои гены. Таким образом, снизилось давление естественного отбора в виде доминирования генов особенных индивидов. На этом этапе остановилось развитие объема мозга. Сбалансировалось количество особых генов и средних. Социум. Наличие такого объема и содержания мозга явилось причиной не только сохранения вида, но и развития через распространение и передачи знаний не только через гены, а через поведение. Человек стал эволюционировать сам, проявляя влияние на свое поведение. А социальная взаимопомощь позволяла группе и дальше развиваться в количественном и качественном плане. Само появление группы существ, могущих дополнять «недостатки» членов группы своим поведением, явилось остановкой роста мозга. Чем больше становился мозг, тем беспомощнее становился младенец при рождении. Для того, чтобы лучше освоить внешние негенные способы существования, формирование мозга было вынесено вовне. Младенец человека рождается с формированностью мозга на уровне 25%, остальные 75% должны были формироваться в группе и в момент этого формирования впитывать в себя навыки поведения, обеспечивающие выживание. Природа и тут сбалансировала такие тонкие нити связей социального и биологического развития. По сути социальное развитие является продолжением биологического. Только этот переход скачкообразный. Поэтому иногда ученые говорят о противоречии между социальным и биологическим. На самом деле этого противоречия нет — просто установить эту связь сложно опять в связи с развитием культурного компонента: трудно представить себе, что влияние биологического настолько сильное и определяющее поведение такого культурного существа, и возникает такое иллюзорное противоречие. Если избавиться от этой иллюзии, то в каждом так называем культурном проявлении жизни человека есть глубинные биологические основы. Например, сексуальная революция появилась как культурное явление, но биологическая суть природы человека вернула все на место: увеличение и доступность сексуальных контактов ведет к снижению либидо, а значит противоречит природе, которая заинтересована в продолжение и расширении человеческого вида. Действительно количество клеток в человечестве намного превосходит количество клеток даже такого представителя природы, как одноклеточные организмы, которые существуют во всех уголках земного шара и практически во всех средах обитания. Искусство. Еще одной причиной прекращения развития мозга явилось такое изобретение человека, как искусство, в частности наскальная живопись. Именно в то же время, 50 тыс лет назад появились первые элементы внешнего планирования и проектирования. Это дало возможность не внутреннего, а внешнего коллективного мышления. Первые рисунки человека были связаны с охотой — основной деятельностью, которая и привела человека по эволюционной лестнице на самый верх. Охота, как деятельность, несла в себе такие требования, что человек плавно — в течение одного миллиона лет занял свою господствующую нишу. Миграция, коллективизм, планирование, распределение ролей, изобретение и изготовление орудий, создание времяисчислений и тому подобные условия успешной охоты явились толчком для развития мозга. Изобретение человек возможности выноса своих мыслей вовне с помощью искусства и возможностью коллективно размышлять явилось еще одной причиной остановки роста мозга. Вывод остается такой: сверхчеловек появится тогда, когда человек примет свою биологическую природу и станет развиваться социально и индивидуально, в основном за счет совершенствования своего поведения к полнейшей интеграции индивидуальности в социальность. Наступит время, когда человечество поймет свое место во вселенной и будет руководствоваться одной идеей: каждый человек уникален и необходимо создать условия реализации его способностей. Это необходимо и природе, и социуму.
Иван Котва, психолог Научная классификация человека: Без ранга: Вторичноротые Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Инфратип: Челюстноротые Надкласс: Четвероногие Класс: Млекопитающие Подкласс: Звери Инфракласс: Плацентарные Надотряд: Euarchontoglires Грандотряд: Euarchonta Миротряд: Приматообразные Отряд: Приматы Подотряд: Сухоносые обезьяны Инфраотряд: Обезьянообразные Парвотряд: Узконосые обезьяны Надсемейство: Человекообразные обезьяны Семейство: Гоминиды Подсемейство: Гоминины Триба: Хоминини Подтриба: Хоминина Род: Люди Вид: Человек разумный Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|