|
Диагностика и коррекция взаимоотношений с помощью фигурокАвтор статьи: Колпачёва Татьяна Александровна
Одной из основных причин неблагополучия детей является нарушение детско-родительских отношений. Самые тяжелые ситуации, в которые попадают дети, переживаются ими легче и без глобальных последствий при поддержке родителей, надежных взаимных отношениях в семье, поэтому чрезвычайно важно помочь семье восстановить позитивный контакт и эффективное взаимодействие. Для работы необходимо иметь несколько наборов фигурок, практика показывает, что легче всего консультируемому абстрагироваться и передать восприятие людей с помощью фигурок животных. Лучше, если это будут игрушки величиной от 4 до 12 см, широкого диапазона, животные: дикие и домашние, разных климатических зон, взрослые и детеныши. Желательно иметь: льва и львицу, тигров, тигрят, лошадей, кошек, собак разных пород, белого медведя, лебедя, змею, крокодила, динозавра или дракона, разных насекомых и другие. Можно применять специальные фигурки человечков, которые используют расстановщики, они разных цветов, двух размеров (взрослые и дети), и различаются по полу. Такими фигурками хорошо расставлять семейные поколения, когда нужно проследить динамику рода или травму, передаваемую из предыдущих поколений. Тогда выставляют родителей за спиной фигурки, а детей впереди. Основная цель – проследить, откуда взялось волнующее клиента явление, с какими событиями в жизни предков связано то, что мешает консультируемому. Такая работа позволяет распределить ответственность за свой характер с предыдущими членами семьи и принять от них ресурс. Многие психологи пользуются разносортными фигурками: очеловеченные животные из «киндеров» или игр, сказочные герои, разнохарактерные персонажи из мультфильмов. В стесненных условиях можно использовать любые предметы – кружки, канцелярские принадлежности, пуговицы. Есть клиенты, которым трудно найти в предоставленных фигурках необходимую, тогда можно предложить вылепить ее из пластилина. Ход работы:
Дополнительные (отдельные) приемы:
Придание агрессору двойного (тройного) характера: «А (называется член семье) всегда-при-всегда такой? Или он иногда бывает другим? Там под этим характером, может, прячется и другое животное? Попробуй определить, какое?». Определение функции нежелательной черты, причинно-следственных связей: «Как ты думаешь, зачем (когда, в какой ситуации…) у него сформировалась эта черта, для чего она была нужна ему? Что полезного она дает?» Можно задавать вопросы о характере фигурок: «А папа всегда похож на тигра или иногда он бывает другим?» Таким образом, любого персонажа можно представить в двух образах (иногда больше). Можно трактовать их как субличности или роли, но здесь важнее развести образ персонажа на характер и на «идеальный образ родителя», он близок к архетипу (мама как «мама» и мама как «характер»). Собственную фигуру клиент также может разложить на «части» и пояснить, когда он таким бывает, какая функция у каждой «части» в отрицательном и положительном ключе, откуда взялась каждая из частей, и бывают ли ситуации, когда эти части мешают.
Уровни осознанности в процессе применения:
Мы применяем расстановку с помощью фигурок с 5-6 лет. Для детей гораздо легче переносить реальную жизнь в игру, они это делают «по умолчанию», автоматически. Также происходят и изменения, практически не осознано. С 10-11 лет и с взрослыми такая работа ведется через осознание, позволяет диссоциировано взглянуть на взаимоотношения, увидеть причинно-следственные связи, найти оптимально подходящие изменения. Такая работа может проводится и по поводу отношений в коллективе (например, в детском саду, в классе, секции и т.д.), других значимых отношений (с учителями, между супругами и пр.). Колпачёва Татьяна Александровна, начальник отдела психологической консультации, коррекции и реабилитации ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», педагог-психолог высшей квалификационной категории, клинический психолог, специалист по интегративной травматерапии Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|