Диагностика и коррекция взаимоотношений с помощью фигурок

Одной из основных причин неблагополучия детей является нарушение детско-родительских отношений. Самые тяжелые ситуации, в которые попадают дети, переживаются ими легче и без глобальных последствий при поддержке родителей, надежных взаимных отношениях в семье, поэтому чрезвычайно важно помочь семье восстановить позитивный контакт и эффективное взаимодействие.

Для работы необходимо иметь несколько наборов фигурок, практика показывает, что легче всего консультируемому абстрагироваться и передать восприятие людей с помощью фигурок животных. Лучше, если это будут игрушки величиной от 4 до 12 см, широкого диапазона, животные: дикие и домашние, разных климатических зон, взрослые и детеныши. Желательно иметь: льва и львицу, тигров, тигрят, лошадей, кошек, собак разных пород, белого медведя, лебедя, змею, крокодила, динозавра или дракона, разных насекомых и другие.

Можно применять специальные фигурки человечков, которые используют расстановщики, они разных цветов, двух размеров (взрослые и дети), и различаются по полу. Такими фигурками хорошо расставлять семейные поколения, когда нужно проследить динамику рода или травму, передаваемую из предыдущих поколений. Тогда выставляют родителей за спиной фигурки, а детей впереди. Основная цель – проследить, откуда взялось волнующее клиента явление, с какими событиями в жизни предков связано то, что мешает консультируемому. Такая работа позволяет распределить ответственность за свой характер с предыдущими членами семьи и принять от них ресурс.

Многие психологи пользуются разносортными фигурками: очеловеченные животные из «киндеров» или игр, сказочные герои, разнохарактерные персонажи из мультфильмов. В стесненных условиях можно использовать любые предметы – кружки, канцелярские принадлежности, пуговицы. Есть клиенты, которым трудно найти в предоставленных фигурках необходимую, тогда можно предложить вылепить ее из пластилина.

Ход работы:

  1. Клиенту дается инструкция: «Найди из предложенных фигурок (игрушек) те, которые похожи по характеру на тебя и твоих близких (членов семьи) и расставь их так, чтобы их положение между собой было похоже на ваши взаимоотношения».
  2. Следующим этапом идет обсуждение фигурок, их характеристик (Чем каждая фигурка похожа на члена семьи, которого она представляет). Исследование взаимоотношений между членами семьи: «Кто на кого смотрит? Как смотрит (с каким чувством)? Кто к кому ближе?»
  3. Конфронтация. Провокационной частью метода является изменение дистанции значимых фигур психологом относительно фигурки, обозначающей консультируемого. Важно не убирать фигурки совсем, а отодвигать или приближать к определенным фигуркам, можно выставлять преграды между ними ладонью или листом бумаги. Эти манипуляции позволяют понять оказываемое влияние данных людей на консультируемого, качество отношений между членами семьи, определить, где находится основной эмоциональный заряд.
  4. Констатация, определение желаемых отношений: «Как бы тебе хотелось, чтобы они стояли (чтобы какие отношения у них были между собой)?...»
  5. Исследование чувств каждого члена семьи: «Как ты думаешь, (называется член семье) как воспринимает отношения в семье? Ему нравятся эти отношения? Как было бы ему хорошо, комфортно?». Таким образом исследуем каждого значимого члена семьи.
  6. Усовершенствование семейных отношений: «Попробуй поставить фигурки так, чтобы всем было хорошо, комфортно, приятно… Как это возможно в жизни?»

 

Дополнительные (отдельные) приемы:

  1. Примирение с характером члена семьи.

Придание агрессору двойного (тройного) характера: «А (называется член семье) всегда-при-всегда такой? Или он иногда бывает другим? Там под этим характером, может, прячется и другое животное? Попробуй определить, какое?». Определение функции нежелательной черты, причинно-следственных связей: «Как ты думаешь, зачем (когда, в какой ситуации…) у него сформировалась эта черта, для чего она была нужна ему? Что полезного она дает?»

Можно задавать вопросы о характере фигурок: «А папа всегда похож на тигра или иногда он бывает другим?» Таким образом, любого персонажа можно представить в двух образах (иногда больше). Можно трактовать их как субличности или роли, но здесь важнее развести образ персонажа на характер и на «идеальный образ родителя», он близок к архетипу (мама как «мама» и мама как «характер»). Собственную фигуру клиент также может разложить на «части» и пояснить, когда он таким бывает, какая функция у каждой «части» в отрицательном и положительном ключе, откуда взялась каждая из частей, и бывают ли ситуации, когда эти части мешают.

 

  • Примирение консультируемого с членом семьи. У маленьких детей (дошкольников) примирение происходит в виде игры с фигурками, действий между фигурками (можно пожалеть и позвать играть, пригласить к столу, увидеть как фигурка обрадовалась и поменялась). У взрослых и подростков примирение ведется через разговор между фигурками: высказывание обиды, признание вины, принятие мотивов оппонента, доведение до примирения. Контроль через эмоции взгляда: «Как он смотрит на него?» Необходимо дойти до положительных эмоций.

 

Уровни осознанности в процессе применения:

  1. Работа в рациональной плоскости. Осознанное присвоение фигур членов семьи, в работе удерживаем ассоциацию клиента с фигуркой.
  2. Частичная неосознаваемость: осознанное присвоение фигурок, но в определенных местах (где сильный эмоциональный заряд) говорим о фигурке, обозначающей клиента, в 3 лице.
  3. Работа на бессознательном уровне. Фигурки выбираются не ассоциируя их с членами семьи самого клиента или назначаются (в процессе игры, сказки, истории и т.д.) самим психологом.

 

 Мы применяем расстановку с помощью фигурок с 5-6 лет. Для детей гораздо легче переносить реальную жизнь в игру, они это делают «по умолчанию», автоматически. Также происходят и изменения, практически не осознано. С 10-11 лет и с взрослыми такая работа ведется через осознание, позволяет диссоциировано взглянуть на взаимоотношения, увидеть причинно-следственные связи, найти оптимально подходящие изменения.

Такая работа может проводится и по поводу отношений в коллективе (например, в детском саду, в классе, секции и т.д.), других значимых отношений (с учителями, между супругами и пр.).

Колпачёва Татьяна Александровна,

начальник отдела психологической консультации, коррекции и реабилитации ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям», педагог-психолог высшей квалификационной категории, клинический психолог, специалист по интегративной травматерапии



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Почему нельзя семейному психологу работать с членами одной семьи по отдельности
  • Можно ли вернуть мужчину, который ушел из семьи?
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Создание полноценной семьи. Как выставлять цели и приоритеты. Иерархия отношений.
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Можно ли поставить знак равенства между Нарциссом, Абьюзером и Эхо?
  • Деньги на разных этапах развития семьи
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Можно/нельзя. Выбор между безопасностью и свободой для самых маленьких.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь