|
"Ложное Я" ребенкаАвтор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Самое классное , что мы можем сделать для своих детей, это дать им возможность быть собой: чувствовать свои чувства, реализовывать свои потребности, выражать свои мысли. И самый большой вред, который мы можем нанести ребенку - сказать ему ЧТО он хочет и ЧТО он чувствует. - я хочу эту машинку! - нет ты этого не хочешь! - мне больно! - нет, тебе не больно! Да, так бывает. Даже из благих намерений, родитель может таким способом пытаться утешить, успокоить ребенка. Помимо грубого вторжения во внутренний мир ребенка, мы можем делать это и неосознанно. Спаньола Лобб так описывает формирование ложного Я у ребенка: Мама берет рисунок ребенка и говорит "Боже, это шедевр! Это гениально! Я отнесу твой рисунок в галерею! Пусть все увидят, какой ты талантливый" Или "Это ужасно! … Стыдно даже людям показать" Это ребенок, а это его творчество и при чем здесь мы со своей галереей!!! Мы можем аккуратно приоткрыть дверь в его удивительный внутренний мир и полюбоваться этим миром: - что это? а что это? почему такие цвета? мне понравилось здесь вот это.. а как ты интересно нарисовал это..ух ты как замечательно получилось вот это!! Ребенок приходит из школы, детского сада, улицы и мы можем так же заглянуть в мир этого маленького человека.. осторожно, с большим уважением, с интересом: - как прошел день! что было нового? что понравилось? что не понравилось? Чтобы ребенок не боялся раскрываться, быть спонтанным и искренним, необходима безопасная среда. Если ребенок совершает ошибку - мы можем дать ему спокойно поисследовать, что с ним происходит в этот момент.. как он это проживает.. поддержать вопросами: - как это случилось? а что было до этого? что ты чувствуешь сейчас? мог ли ты на самом деле предугадать? что будешь делать теперь? Чтобы не навешать на ребенка своих ожиданий и не накормить интроектами ( идеями как должно быть, готовыми решениями), важно отслеживать свои чувства, которые возникают рядом с ребенком. Когда моя дочка закончила первый класс, на родительском собрании давали грамоты "самым успешным" родителям. Я почувствовала себя расстроенной. Прямо так обидно было.. горько.. я так старалась быть "хорошей" мамой, столько занималась с ребенком.. и что?? Наблюдая за собой, своими чувствами "трезвая моя часть" говорит: ну ты даешь!! у ребенка такой праздник! а ты расстроилась из-за того, что тебе какую-то бумажку не дали?? С того момента я стала очень осторожна со своими ожиданиями в сторону ребенка. Дети ведь чувствуют! Они так нас любят, что могут в такой момент отказаться от своей жизни ради нас, и начать проживать нашу жизнь вместо своей! Отказаться от своих желаний, потребностей, чувств… И это самый главный момент в формировании ложного Я ребенка. Если обнаружили себя в тот момент, когда сливаетесь с ребенком, когда зависимы от его успехов и неудач, когда важные человеческие вещи вы вдруг начинаете разменивать на грамоты и медали - остановитесь, посмотрите на ребенка и мысленно скажите: я это я, ты это ты! я не буду проживать твою жизнь! я буду рядом и буду с интересом наблюдать.. А потом повернитесь и посмотрите на свою жизнь, поисследуйте ее. Что вас так не устраивает в ней, что вы хотите решить свои проблемы за счет ребенка. Не осуждайте себя. Просто наблюдайте. И переключайте фокус своего внимания на себя и свою жизнь.. Группа ВК https://vk.com/deti289 Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|