Все, что касается психологических границ, начинает формироваться в детстве. В контакте и родителями и их посланиями, в первую очередь - мамиными.
Бесспорным везением считаю опыт, где мама позволяла не делиться игрушками, если не хочется и объясняла что чужое без разрешения брать недопустимо, интересовалась мыслями и чувствами ребенка. А так же детский опыт уважения границ ребенка и собственных границ родителями.
Взрослые, имеющие такой опыт регулирования границ родителями, усвоили где Я - где не Я, уже в детстве.
А что если опыта такого не было? Что, если негласным правилом в семье было "отказывать нехорошо" или "близкие всем должны делиться" или "любящие говорят друг с другом обо всем".
Или опыт обращения с границами был совсем уж странный. Например, когда ребенка не ограничивали совсем ни в чем. Или наоборот, запрещали иметь свою территорию в любом контексте: не разрешали закрываться в комнате, прослушивали разговоры, читали личные дневники.
Любой опыт взаимодействия с важными для нас взрослыми - чаще это родители - становится скриптами того, как мы выстраиваем наше взаимодействие в дальнейшем.
Если нам повезло и нас научили учитывать и себя и другого в контакте, наиболее вероятно, что отношения с собой и другими мы будем выстраивать экологично и конструктивно. Основываясь на уважении к себе - такому, как есть - и уважении к другому с его возможной инаковостью и непохожестью. Что свойственно личностям с достаточным уровнем дифференциации, сформированным за счет устойчивого Я (или Эго).
Если нам повезло меньше и в процессе онтогенеза мы не получили достаточно опыта укрепления границ, а находящееся внутри этих границ Я недостаточно сформировалось и окрепло - нам плохо удается контактировать с собой, мы не всегда распознаем, где внешнее (не Я) и где внутреннее (Я) - мы склонны к слиянию, в результате чего с нами может происходить следующее:
- Мы затрудняется ответить, чего мы хотим, какие у нас цели, ценности, планы на жизнь и т.п. Как следствие, мы плохо идентифицируем и удовлетворяем свои потребности.
- Внутриличностные конфликты между "хочу" и "надо" привычны для нас.
- Нам сложно не ответить на желание другого, даже если в себе мы встречного желания не чувствуем. Мы склонны подстраиваться, мимикрировать.
- Сложно или невозможно принимать непохожесть другого, с его точкой зрения, образом жизни и пр. Мы либо соглашаемся с чужим, либо яро спорим, отстаивая свое. Нам крайне важно достичь единого мнения, разность является пугающей и неприемлемой.
- У нас имеются сложности в обмене давать-брать. Нам трудно отказывать и встречаться с отказом. Нам крайне сложно бывает принять, как другой может не согласиться инвестировать в нас.
- Огромное количество тревоги мы испытываем при увеличении дистанции. Нас "накрывает", когда любимый уезжает в командировку, когда подруга не звонит больше месяца, когда любой значимый другой чуть отдаляется от нас.
- Нам сложно отличить свои чувства от своих мыслей или телесных ощущений, внутри у нас как будто все запутано.
- Мы тяжело переживаем одиночество, а в отношениях чувствуем, что теряем себя.
- Мы редко искренне радуемся, часто испытываем вину, обиду и стыд.
- Время от времени у нас бывает смутное ощущение, что мы живем как будто не свою жизнь...
Если вы обнаружили у себя один или несколько из перечисленных выше симптомов и они беспокоят вас, наиболее эффективным решением является личная терапия, направленная на укрепление границ. На понимание и распознавание кто я, какой я, чего я хочу, на восстановление контакта с собой.
Психолог Мария Мухина
Приглашаю всех заинтересовавшихся темой границ на консультации и личную терапию онлайн.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.