Когда общаюсь с тренерами, родителями - всегда повторяю, что любые соревнования - это определенное испытание для юных детей-спортсменов, это психологический и физический стресс для их организма.
Что такое СТРЕСС? Это ответ НАШЕГО ОРГАНИЗМА на переживаемые нами сильные эмоции, которые могут быть как отрицательными, так и положительными, а также на перенапряжение, с ними связанное.
В работе с разными спортсменами порой слышу от родителей противоположные мнения.
Одни стремятся уберечь от "лишнего стресса", стремятся ограничить спортивную жизнь своего ребенка только тренировочным процессом.
Другие включают своего ребенка во все возможные соревнования, по их мнению "чем чаще - тем лучше".
Давайте поговорим на эту тему.
При общении с детьми - спортсменами всегда спрашиваю: зачем занимаешься спортом? Ответы бывают разные: кто-то хочет обязательно стать олимпийским чемпионом, другие - чтобы стать сильнее, научиться защищаться, третьи - чтобы время пустое занять (и такое бывает) и пр.
Можно предположить, что только стремящимся к победам нужно принимать участие в соревнованиях.
Попробую написать психологические аргументы ЗА участие в соревнованиях, даже если спортсмен не мечтает стать чемпионом.
1. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА
Самый сильный страх у человека (по мнению многих исследователей) - это страх публичных выступлений. Этот страх заложен в нас природой, так как человек в ситуации "один против всех" (не важно животных или людей) - менее защищен и может "погибнуть".
Ребенок-спортсмен раз за разом на соревнованиях пробует справиться с этим страхом. Любое выступление на соревнованиях - это выход на "сцену" (лёд, татами, беговую дорожку, корт и т.д.). Постепенно, с увеличением опыта, ребенок начинает адаптироваться к данному испытанию, стресс снижается, спортсмен всё лучше начинает управлять собой. И это огромный бонус, который может пригодиться детям в очень разных жизненных ситуациях.
2. УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ
В процессе соревнования тренируется одно из важнейших лидерских качеств - умение принимать решение.
Каким бы видом спорта не занимался ребенок - в ходе выступления всегда возникают ситуации, когда необходимо быстро решить, что делать дальше, как реагировать. И эта способность является приоритетной для достижения успеха в любом деле.
3. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Умение собирать своё внимание перед стартом и сохранять концентрацию в ходе выступления - качество, которое может развиваться только в действии, при наличии внешних и внутренних помех.
Пользу данной способности сложно переоценить. Так как только при наличии концентрации внимания человек способен обучаться, достигать целей, управлять собой и ситуацией.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Ребенок-спортсмен, при подготовке к соревнованиям, сам собирает вещи, часто уже без родителей ездит на турниры не только в своем городе, но и в другие города, страны.
Находясь в подобной ситуации, в команде, уже без родителей, юный спортсмен начинает себя ощущать совсем по-другому. Преодолевается никому ненужная гиперопека.
5. УМЕНИЕ ПОБЕЖДАТЬ и ПРОИГРЫВАТЬ
Наверное, некоторые скажут: "уметь выигрывать - это не проблема, вот что делать, когда проиграешь...". Ничего подобного! Выигрыш тоже нужно уметь правильно пережить!
Есть юные спортсмены, которые после победы "надевают на себя корону", посмеиваются над проигравшими.
Уметь побеждать - это значит принять победу, оставить её в прошлом и продолжать работать дальше, при этом уважая результаты других участников соревнований.
Уметь проигрывать - это значит принять поражение, оставить его в прошлом и продолжать работать дальше, при этом сохраняя в голове свою цель, мечту и веру в себя.
Освоив эти умения, ваши дети будут более целеустремленными, они смогут более настойчиво, не сгибаясь перед трудностями и не зазнаваясь в случае успеха - идти к своей мечте.
6. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
Поддержка своих друзей перед и вовремя выступлениями, а особенно после поражений - важное умение, которое приобретается только в ситуациях сильных переживаний.
Когда волнуясь сам, юный спортсмен находит слова и действия для поддержки другого - это говорит о развитом эмоциональном интеллекте, что является основой успеха современного человека.
7. УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
Трясет, вышибает, "колбасит" - найти способы привести себя в порядок, стабилизировать, успокоить.
Упадок сил, усталость, потеря мотивации - включить себя, встряхнуть, привести в оптимальное боевое состояние.
Всё это возможно, когда есть опыт и знания определенных техник, способов.
Умение управлять собой невозможно без следующего качества.
8. ДИСЦИПЛИНА, СИЛА ВОЛИ
Дисциплина мыслей, режима дня, питания, сна, отношений, поведения. Когда мы можем дисциплинировать все эти стороны жизни, понимать их значимость - только тогда можем управлять ими. Дисциплину можем включать только когда одновременно тренируется сила воли.
В будущем данное качество помогает преодолевать препятствия и достигать своих целей с наименьшими потерями энергии, здоровья, отношений.
9. УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ
В ходе соревнований нужно быть предельно внимательным к информации, которая поступает извне: от тренера, судей, когда объявляют выход на старт и т.д. Причем всё это нужно улавливать и верно воспринимать при большом количестве внешних и внутренних помех. Здесь также необходимо качество из п. 3.
Отключил это умение - и пропустил важную информацию, которая может повлиять на итог соревнования.
Написала самые важные психологические качества, конечно, есть ещё и другие.
*******************
И всему этому нельзя научиться по книжкам, это нужно испытать, попробовать в действии именно в таких стрессовых ситуациях, как соревнование.
Все эти качества входят в список Soft-Skills компетенций, которые считаются наиболее нужными для успешной жизни человека.
И пока среднестатистический человек накапливает весь этот опыт годами, у спортсменов он собирается за более короткий промежуток времени.
Поэтому, когда вы думаете, принимать участие в соревнованиях или нет - перечитайте этот список, хотите, чтобы ваш ребенок овладел ими?
Однако, очень важно правильно подойти к стартам, правильно "собрать" мысли, эмоции, тело своего спортсмена, чтобы предстоящий турнир работал НА РАЗВИТИЕ его личности, а не против.
О негативных последствиях соревнований и их причинах - далее.
_________________
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена