|
Психологическое объяснение популярности фильмов ужасовАвтор статьи: Серебрянникова Юлия Александровна
Фильмы «Пила», «Пункт назначения», «Проклятье», «Паранормальное явление», «Крик», «Пятница 13», «Коллекционер» имеют настолько бешеную популярность среди зрителей, что режиссеры ужастиков вынуждены снимать бесконечные продолжения, превращая фильмы в сериалы. Причем каждая последующая серия еще жестче, кровавей предыдущей, количество смертей больше, расчлененка зрелищней. Для наибольшей реалистичности, красоты и смака просмотра активно применяются современные технологии. Сегодня зрителю намного интересней смотреть на кровь, оторванные конечности, размазанные мозги в формате 3D. Почему? Откуда такая тяга к крови у современного человека? Чего нам не хватает в жизни? В настоящее время современный портрет цивилизованного социализированного человека выглядит следующим образом: это человек с законсервированными где-то внутри чувствами, гиперрационализированный, потерявший контакт со своим телом, нечувствительный к трагическим событиям в мире, сверхконтролирующий себя и окружающих. Как вы думаете, такой человек живет полноценной, осознанной жизнью, наполненной искренностью и принятием себя? Вряд ли. Для того, чтобы почувствовать себя действительно живым, современному человеку необходимо испытывать эмоции колоссальной силы, такие, например, как страх смерти. Не секрет, что СТРАХ СМЕРТИ – это главный фундаментальный страх человека. Об этом писали многие философы и психологи - представители экзистенциального направления. В настоящее время для того, чтобы испытать сильные живые эмоции современная молодежь выбирает экстремальные виды спорта или просто идет в кино смотреть на маньяков, зомби, вампиров, что проще. Интересно, что в каждой культуре тематика ужастиков различна и во многом зависит от религиозных взглядов населения. Так, например, в странах, исповедующих буддизм, акцент делается на страх перед разгневанным духом убитого. Вспомним «Звонок», «Проклятье», «Фантомы», «Темные воды». Для людей, верящих в бессмертность души, эти фильмы являются самыми страшными, тем более, что буддийские традиции похорон не предусматривают воскрешение тела после смерти. В результате кремации остается лишь прах. А вот в бессмертие духа, в его месть живым буддисты верят. И, наоборот, в странах с преобладанием христианской традиции захоронения, при которой тело умершего кладут во гроб, больше имеют распространения фильмы ужасов с восставшими мертвецами, зомби, вампирами, оборотнями и прочей нечистью. Человек всегда испытывал гипертрофированное влечение к смерти. В Древнем Риме одним из самых изысканных развлечений считались гладиаторские бои, а на Руси - публичные казни. Даже сейчас народ собирается толпами на месте аварии не для помощи потерпевшим, а в большинстве случаев, чтобы посмотреть на смерть ДРУГОГО. Таким образом, наша тяга к зрелищной смерти в кинематографе, развитие различных субкультур (готы, эмо) - все это необходимо современному человеку для того, чтобы почувствовать себя живым. Однако, такое поведение человека – не единственный способ столкнуться с сильными чувствами. В психологии существует масса телесноориентированных методов, помогающих человеку встретиться с эмоциями, научиться чувствовать свое тело, получить навыки релаксации. В частности, заземление чувств посредством техник танатотерапии позволяет уменьшить количество энергии, идущей в голову, и распределить ее по всему телу, причем, тело само знает в каком его участке энергии не хватает, а в каком ее излишек. Владимир Баскаков, телесный психотерапевт, в своей книге «Танатотерапия» говорит: «Чем более заземлено тело, - тем лучше заземлены чувства, - тем меньше энергии идет в голову. А это значит, - тем меньше страхов и беспокоящих мыслей о смерти.» Обилие крови в кинематографе говорит о психологическом нездоровье современного человека, о его разобщенности с собой, со своим телом и чувствами. Хочется верить, что люди проявят интерес к теме внутреннего баланса, захотят испытать и прочувствовать сильные эмоции посредством минимальных по силе воздействий психолога, а не зрелищных драк и убийств, и тогда, возможно, изменится и спрос на хоррор. Статья написана под впечатлением от семинаров Владимира Баскакова. В статье использованы материалы книги В.Ю. Баскаков Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007-176с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|