|
К успеху через осознанностьАвтор статьи: Захарова Евгения Валерьевна
В наше время активно развивающихся современных технологий, компьютеризации и гиподинамии особо актуальным встает вопрос о занятиях физической культурой и спортом. Спорт сейчас становится не только наиболее доступным способом поддержания и сохранения здоровья и работоспособности человека, но является и профилактикой асоциальных проявлений в поведении детей и подростков[2]. Все больше ребят вовлекаются родителями или самостоятельно в различные виды спорта, стремясь, стать профессионалами. Однако профессиональный спорт предъявляет высокие требования к спортсменам не только в отношении физической, но психологической подготовки. Нередко менее опытные спортсмены одерживают победы именно за счет психологической мобилизации и выдержки. Уже на начальных этапах становления спортсмена могут возникнуть психологические трудности, которые впоследствии могут помешать достигнуть вершин мастерства. Поэтому так важно на ранних этапах помочь разобраться в причинах, мешающих юному спортсмену быть максимально успешным в выбранной спортивной деятельности[1,4]. Идея создания подобной статьи возникла по ходу индивидуальной работы с воспитанниками спортивной школы, разбора их актуальных трудностей, проблем. Я работаю педагогом-психологом в школе-интернате Олимпийский резерв с юными спортсменами 13-17 лет. Чаще всего ребята обращаются за помощью, когда что-то не получается или мешает чувствовать себя комфортно, быть успешными в учебе и спорте. От большинства я слышу следующее: «я боюсь ошибиться, сказать или сделать что-то не так, что будут смеяться; я не могу, не умею; у меня не получится; боюсь выглядеть глупым» и т.п. По сути, речь идет о неуверенности в себе, страхах, об определенных установках: я не могу и не смогу, у меня не получится, я не справлюсь. Это то, что подростки говорят себе про себя ежедневно. Не я управляю процессом, от меня ничего не зависит, все происходит само собой, а значит, это невозможно изменить. Пока имеются эти установки внутри нас и не подвергаются сомнению, человек их принимает безоговорочно, как единственно верные. Но для того, чтобы что-то поменять, мы должны сначала понять, что с нами происходит и из-за чего. То есть сделать весть процесс осознанным. Помощником в этом нам послужит собственное тело. Вначале мы вместе исследуем саму природу возникновения реакций нашего тела. Отчего мы начинаем себя вести тем или иным образом? Что нас заставляет тревожиться, переживать? В ходе рассуждений ребята говорят о мыслях, образах возникающих в голове. Отталкиваясь от этого, предлагаю им представить, что наш мозг – это командный центр. Именно оттуда передаются все команды в наше тело. Тело может двигаться без команды? Конечно, нет! Тогда тело – это послушный солдат, который не может ослушаться приказа, оно обязано подчиниться и выполнить все, что требует командир. Предлагаю подросткам проверить на собственном опыте, что мысль способна влиять на тело посредством следующего эксперимента: «Необходимо вспомнить тот день, когда у тебя что-то не получилось, ты расстроился. Вспомни все до мелочей, что с тобой происходило? Что ты думал, как себя чувствовал?» После этого обязательно отслеживаем: «Что сейчас с тобой, как ты себя чувствуешь? Изменилось ли настроение? Какие появились ощущения в теле? Изменилось ли мое дыхание? Каким оно стало?». Все отмечают снижение настроения, тело вялое или напряженное, у некоторых меняется дыхание. Дальше предлагается вспомнить день, когда получалось что-то важное или случилось долгожданное и радостное событие. Так же, как и в предыдущем, важно вспомнить этот момент до мелочей: «Что с тобой происходило, что ты думал, как себя чувствовал», и ответить на вопросы: «Что сейчас с тобой, как ты себя чувствуешь, что с настроением, какие появились ощущения в теле? Изменилось ли дыхание?». Часто на губах у ребят появляется улыбка. Настроение улучшается, дыхание становится легким, тело наполняется силой. Подобный эксперимент, говорит нам о том, что наше тело является проводником между внутренним и внешним миром. Во время него мы находимся в одном и том же месте, но в мыслях способны уходить в прошлое или будущее. При этом мы испытываем последствия наших мыслей физически, а значит, они способны влиять на наше тело. Как показал эксперимент, наш мозг не различает, произошло событие в реальности в прошлом или оно никогда не происходило. Если мысль пробуждает сильные эмоции, значит для нас это событие реально, следовательно, тело обязано отреагировать. Например, если наши мысли вызывают страх, тревогу, злость, тело реагирует соответствующе: меняется ритм дыхания, может появиться тяжесть в различных частях тела, скованность, напряженность, теплоощущение и т.п. Если же наши мысли наполнены радостью, приятными впечатлениями, то в теле ощущается сила, энергия, свобода движений. Из всего вышесказанного делаем вывод: если мы смогли провести выше упомянутый эксперимент, значит и вызвать определенные состояния и ощущения в нашем теле с помощью воспоминаний, значит, этот процесс поддается управлению. И запускает весь процесс – мысль. Раз мысли возникают в нашей голове, именно мы способны ими управлять, а значит как нашим эмоциональным состоянием, так и телом. То есть управлять собой на трех уровнях: мыслительном, эмоциональном и физическом. Все это составляющие одной цепи: мышление (мысль, вывод, установка) – эмоция (эмоциональный посыл) – реакция тела. Чтобы преодолеть барьеры к управлению собой на каждом из этих уровней, мы задействуем самый последний, а именно телесный. Начинаем с самого простого: напряжение и расслабление мышц. Часто многие подростки, особенно спортсмены, хорошо умеют напрягаться, но совершенно не умеют расслабляться. И для того, чтобы понять и запомнить состояния расслабления мы максимально сильно напрягаем мышцы нашего тела. Начиная от кончиков пальцев на ногах и заканчивая мышцами лица, напрягая, сжимая до максимума. И скидываем, отпускам мышцы в обратном порядке. Так проделывая несколько раз, с целью ощутить и запомнить отличие напряженного тела от расслабленного. Еще один важный элемент управления собой - это дыхание. Обучение методу диафрагмально-релаксационного дыхания позволяет подросткам освоить действенный способ коррекции своего психоэмоционального состояния, а именно: снять излишнее психическое и мышечное напряжение, расслабиться. А в дальнейшем самостоятельно применять его для саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния[3]. Важность использования этого метода для нас состоит еще и в том, что в момент, когда мы заняты дыхательной гимнастикой, наши мысли направлены на слушание сигналов тела, контроль правильности выполнения упражнения и отслеживания сохранения расслабленности. Это значит, ничто другое нас не беспокоит и дает возможность побыть в паузе, скинуть накопившееся напряжение. Человек не может думать о двух вещах одновременно, поэтому подобные упражнения на телесном уровне позволяют подросткам освоить действенный метод саморегуляции. Когда мы спокойны, уравновешены, гораздо легче работать с собственными мыслями и установками. В спокойном состоянии нам проще обратиться к нашему прошлому опыту. Все наши положительные впечатления, события, радостные и удачные моменты всегда с нами. У каждого человека их наберется не мало, главное основательно поискать. Это важный ресурс, который может нам помочь в трудную минуту. Но чтобы он заработал, его необходимо пробудить, и для этого необходим импульс. Этот импульс способна создать мысль. Главное чтобы эта мысль была убедительной. Поэтому переходим к работе с мыслеформами. Что мы себе обычно говорим, когда необходимо сделать что-то важное? Какими фразами, словами? Чаще всего это: «Я должен», «Мне надо», «Я обязан». И слишком редко «Я могу!», «Я хочу!». Так происходит из-за того, что чаще всего мы воспринимаем всевозможные дела как работу, не приносящую удовольствия. А что будет, если мы поменяем формулировку «надо», «должен», «обязан», на «хочу». Ребятам предлагается сравнить, какие ощущения возникают в нашем теле под воздействием этих слов. Придумать и проговорить для себя фразы с этими словами, и постараться отследить какие ощущения в теле они вызывают. Как показывает практика у слова «хочу» нет ограничений, поэтому оно не вызывает ни давления, ни тяжести, ни внутреннего сопротивления. Наоборот появляется чувство свободы, уверенности, силы. А это влияет как на эмоциональный настрой, так и на наши телесные ощущения. Здесь же мы можем проанализировать, какие вообще мысли негативно влияют на наше эмоциональное и физическое состояние, а какие положительно. Важно проговорить с подростками, что поймав себя на очередных «вредных» мыслях необходимо остановить их поток. Поэтому можно придумать некий стопор. Например, мысленно визуализировать большую красную кнопку, которая при нажатии на нее издает громкий звуковой сигнал «стоп». Лучше всего, если мы запишем «пойманную» мысль. Так будет легче ее откорректировать и изменить мысленный посыл с отрицательного на положительный. Таким образом, подростки осваивают метод отслеживать свое состояние по трем параметрам: что я думаю, что я чувствую, как на все это реагирует мое тело. А значит, у них появляется возможность не только понимать весь этот процесс, но и осознанно управлять им, меняя неконструктивные мысли на конструктивные, позволяющие раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциал. Что в свою очередь помогает им понимать себя, свои реакции и пресекать неблагоприятные воздействия собственного мышления на учебный и тренировочный процесс. Как показал анализ проведенной работы с воспитанниками нашей школы схема, приведенная выше, дает существенные результаты: ребята успешно преодолевают тревожные негативные мысли, страхи. Этот навык помогает им легче справляться со спортивными нагрузками и улучшить свои спортивные показатели.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|